Россия против Китая
Российский и китайский автопромы, внешне играя вместе на рынке, сильно отличаются друг от друга: темпами роста, качественными характеристиками и отношением к ним отечественных потребителей. При этом как российские, так и китайские бренды демонстрируют большой рост объёмов продаж, и это не предел, уверены эксперты.
"И российские, и китайские производители в будущем будут увеличивать свою долю присутствия на российском рынке при сохранении западных санкций", - говорит Максим Чирков, доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов государства. Университет менеджмента.
Российский автопром – один из наиболее пострадавших от санкций. Уход иностранных автопроизводителей, логистические проблемы и запреты на ввоз комплектующих изменили авторынок. К 2023 году на российском рынке уже закрепилась большая тройка китайцев – GWM, Geely и Chery, а недавно дебютировали новые бренды BAIC, Hongqi, Jetour, Livan, SWM, Kaiyi и Tank.
В России возрождаются и обновляются бренды, известные гражданам еще с советских времен – «Москвич» и «Волга». В Минпромторге РФ озвучили перспективы развития отрасли до 2035 года. В 2024 году в России будет произведено 700 тыс легковых автомобилей; к 2035 году объем производства достигнет 1,6 млн автомобилей.
Когда снизятся цены?
По мнению экспертов, снижения стоимости китайских автомобилей следует ожидать к концу 2023 года. Кроме того, дилеры ожидают увеличения скидок на китайские модели. И покупка автомобиля в ближайшие месяцы будет правильным тактическим решением, считает заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов.
«Снижение цен начинается в конце года, потому что это общее правило: автомобили прошлого года будут продаваться с определенной скидкой. Это повод покупать, ведь есть определенный отложенный спрос по автомобилям, и сейчас мы видим определенную стабилизацию как на рынке, так и в курсах валют.
Обратите внимание: Японский седан бизнес-класса возвращается на российский рынок.
Я думаю, что через 10 лет мы все будем ездить на китайских машинах, если не будет российских аналогов уходящей Европе и Японии, - прогнозирует он.Если подходить к проблеме стратегически и не рассматривать покупку автомобиля сегодня как инвестицию в будущее, то следует отложить принятие этого решения, говорит экономист Чирков. «С моей точки зрения, не обязательно покупать машину до конца года, сейчас российский рубль в России недооценен, и более того, импорт автомобилей в Россию со временем восстановится. Соответственно, выбор будет расширяться, цены, скорее всего, снизятся, поясняет эксперт.
Почему снизятся цены?
Достаточно высокие постоянные затраты, такие как таможенные пошлины, акцизы, утилизационные сборы, увеличивают стоимость автомобиля в несколько раз. По словам вице-президента Национального автомобильного союза Ян Хайзира, те же автомобили в Китае стоят значительно дешевле. Но конкуренция среди китайских автопроизводителей рано или поздно должна привести к снижению цен на их продукцию в России, считает Хайзер.
Кроме того, импорт автомобилей в Россию со следующего года может увеличиться - и не только из Китая, считает экономист Чирков. «Этот процесс начнется в следующем году, импорт автомобилей в Россию начнет расти.
Российский рынок привлекателен, поэтому иностранные компании найдут нишу и реализуют любую возможность прорваться через стену санкций. Это может быть Европа, Южная Корея или Япония. Но точно сейчас предсказать невозможно, говорит эксперт.
Также стоимость китайских автомобилей на российском рынке должна снизиться по мере увеличения локализации их производства в России, полагают эксперты.
«Важно создать инфраструктуру для ремонта и обслуживания китайских автомобилей, своевременную поставку запасных частей и комплектующих», — говорит Расул Мусаев, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова.
Рост китайского автопрома на российском рынке является вызовом для отечественного автопрома. Некоторые аналитики полагают, что в 2024 году ситуация может измениться, и лидирующие позиции займет российский автомобиль.
«С моей точки зрения, преимущества есть как у российских, так и у китайских производителей. Я бы отдал предпочтение российским производителям, так как это гораздо полезнее для российской экономики, и в ближайшие месяцы и годы я ожидаю значительного расширения инфраструктуры обслуживания российских автомобилей, - говорит экономист Чирков.
Виктория Кутузова
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Автомобильный рынок России штормит уже давно.