Россия против Китая: два пути развития автопрома
На российском автомобильном рынке сложилась уникальная ситуация, где бок о бок развиваются два мощных игрока — российский и китайский автопром. Несмотря на внешнее сотрудничество, они демонстрируют принципиально разные подходы к развитию, качеству и восприятию со стороны покупателей. Оба направления показывают впечатляющий рост продаж, и, по мнению аналитиков, этот потенциал далеко не исчерпан.
Эксперты уверены, что при сохранении текущих геополитических условий и западных санкций, и российские, и китайские бренды будут только наращивать своё присутствие. «Оба сегмента будут увеличивать свою долю на рынке России», — подтверждает Максим Чирков, доцент кафедры экономической политики.
Отечественная автомобильная промышленность оказалась в числе отраслей, наиболее сильно пострадавших от санкционного давления. Массовый уход западных производителей, разрыв логистических цепочек и запрет на поставки комплектующих кардинально перекроили ландшафт рынка. К 2023 году здесь прочно обосновалась «большая тройка» китайских марок — GWM, Geely и Chery, а следом за ними на арену вышли новые игроки: BAIC, Hongqi, Jetour и другие.
Параллельно в России происходит возрождение легендарных марок с советской историей, таких как «Москвич» и «Волга». Государство обозначило амбициозные планы: согласно стратегии Минпромторга, к 2035 году объём производства легковых автомобилей в стране должен достичь 1,6 миллиона единиц в год, начав с 700 тысяч в 2024-м.
Когда ждать снижения цен на автомобили?
Аналитики рынка сходятся во мнении, что первое ощутимое снижение стоимости, в первую очередь на китайские модели, можно ожидать уже в конце 2023 — начале 2024 года. Дилеры прогнозируют увеличение скидок, что делает ближайшие месяцы потенциально выгодным временем для покупки. «Снижение цен к концу года — это рыночная закономерность: модели прошлого года уходят со скидкой. Сейчас мы наблюдаем стабилизацию на рынке и в курсах валют, что создаёт хорошие условия для покупателей», — комментирует Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике.




Однако, если рассматривать покупку не как срочную необходимость, а как стратегическое решение, возможно, есть смысл подождать. Экономист Максим Чирков советует не торопиться: «Российский рубль сегодня недооценён, а со временем импорт автомобилей восстановится и диверсифицируется. Это расширит выбор для потребителей и создаст дополнительное давление на цены в сторону их снижения».
Обратите внимание: Японский седан бизнес-класса возвращается на российский рынок.
Факторы, которые приведут к удешевлению машин
Высокая конечная цена автомобилей в России во многом обусловлена существенными надбавками: таможенными пошлинами, акцизами и утилизационными сборами. Ян Хайзир, вице-президент Национального автомобильного союза, отмечает, что аналогичные модели в Китае стоят значительно дешевле. Однако растущая конкуренция между самими китайскими производителями на нашем рынке рано или поздно заставит их снижать цены в борьбе за покупателя.
Второй важный фактор — ожидаемое увеличение импорта не только из Китая. «Уже в следующем году импорт автомобилей в Россию начнёт расти. Наш рынок остаётся привлекательным, и иностранные компании из Европы, Южной Кореи или Японии будут искать возможности обойти санкционные барьеры», — прогнозирует Чирков.
Третий и, возможно, ключевой драйвер снижения стоимости — локализация производства. Чем больше китайских и возрождающихся российских брендов начнут собирать машины и производить комплектующие непосредственно в России, тем меньше будет их зависимость от логистики и валютных колебаний, что положительно скажется на цене.





Для долгосрочного успеха критически важным является развитие сервисной инфраструктуры. «Необходимо создать полноценную сеть для ремонта и обслуживания, наладить стабильные поставки запасных частей», — подчёркивает Расул Мусаев, профессор МГУ.
Будущее за российским автопромом?
Агрессивная экспансия китайских брендов стала серьёзным вызовом для отечественных производителей. Некоторые эксперты полагают, что к 2024 году ситуация может переломиться в пользу российских марок, особенно на фоне государственной поддержки и патриотических настроений.
«И у российских, и у китайских производителей есть свои преимущества. Однако поддержка отечественного производителя более полезна для экономики страны в целом. В ближайшей перспективе я ожидаю значительного развития инфраструктуры обслуживания именно российских автомобилей», — резюмирует экономист Максим Чирков.
Виктория Кутузова
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Автомобильный рынок России штормит уже давно.

