Самое древнее колесо, найденное археологами, датируется примерно 3350 годом до нашей эры, то есть колесо было известно человечеству пять тысяч лет назад. И за прошедшие столетия она не потеряла своей актуальности; более того, он стал настолько универсальным и распространенным, что используется практически на всех видах транспорта. Но в ХХ веке у него были конкуренты!
Гусеницы
В середине 19 века даже в Европе было мало хороших дорог, но посещавшие Россию иностранцы отмечали, что вместо дорог в Российской империи были только направления. Накануне Первой мировой войны французский изобретатель Адольф Кегресс приехал в Россию и ему посчастливилось найти работу в тогдашнем «специальном гараже». Проще говоря, стать одним из водителей последнего российского императора Николая II. Зимой королевскому водителю пришлось немало пострадать и преодолеть сугробы. Что натолкнуло Кегресса на мысль усовершенствовать автомобили королевского гаража, превратив их в полугусеничные.
Кегресс не был изобретателем гусеницы, первые упоминания о которой относятся к середине XVIII века. Он был лишь одним из первых, кто нашел этому практическое применение. Поместил еще одно колесо на небольшом расстоянии от заднего, сделал простую резиновую гусеницу, и машины стали вполне сносно двигаться по снегу. Особенно когда передние колеса поставили на лыжи. Довольно быстро Кегресс разработал полноценную гусеничную движительную установку с опорными катками, а его изобретение пригодилось во время Первой мировой войны, когда в России начали производить не только полугусеничные машины, но и полугусеничные броневики «Остин-Кегресс» . А после революции на полугусеничном Роллс-Ройсе ездил уже не царь-батюшка, а вождь мирового пролетариата В.И. Ленин.
Однако полугусеничные машины, хотя и показывали хорошую маневренность, были лишь половиной меры. Это стало понятно после появления полноценных гусеничных машин - первые мысли. Однако полугусеничные машины не канули в Лету, и до Второй мировой войны их производили во Франции, США и Германии. Более того, немцы настолько полюбили их, что даже выпускали полугусеничные мотоциклы. Полугусеничные автомобили пока стали экзотикой, хотя их продолжают выпускать.
Полноременные автомобили также нашли свою нишу. Сейчас их используют военные, строители, при геологоразведочных и спасательных работах, в сельском хозяйстве.
Колесо-гусеница
Центр робототехники Университета Карнеги-Меллона в рамках американской военной программы GXV-T (Ground X-Vehicle Technologies) разработал гусеницу для перспективных боевых машин США.
Обратите внимание: Mercedes-Benz 190E, дебютировавший в 1982 году, стал одним из главных бестселлеров немецкой марки за всю ее историю во многом из-за успехов в ралли.
Благодаря трансформируемому ободу, состоящему из трех механизмов с электронным управлением, колесо может иметь как круглую форму для езды по бездорожью, так и треугольную форму для езды по бездорожью. В первом случае колесо вращается, а во втором становится неподвижным, а движение машины осуществляется гусеничным ремнем. Полная трансформация колеса занимает две секунды, а для перехода из одного состояния в другое машине не нужно останавливаться, а можно двигаться с небольшой скоростью.Казалось, преимущества такого уникального конструктивного решения очевидны – одно колесо позволяет решить две задачи. Но трансформируемый гусеничный аппарат оказался технически очень сложным и дорогим. В то же время, если колесную гусеницу удастся усовершенствовать, машины, на которых она будет использоваться, будут гораздо более универсальными и многофункциональными, чем их колесные или гусеничные аналоги.
Шнеко-ротор
Несмотря на всю оригинальность и оригинальность гусеничного колеса, самым экзотическим механизмом является винтово-роторный. Если приоритет изобретения гусеницы оспаривается многими странами, то изобретатель буровой машины известен давно. Это древнегреческий математик, физик и инженер Архимед. Именно он изобрел гребной винт, который начали использовать на транспорте в 20 веке. Многие колесные и гусеничные машины способны преодолевать сложные условия местности, порой демонстрируя феноменальную маневренность, однако даже у самых выдающихся «злодеев» есть свои ограничения. А вот для вездеходов с винтовым ротором он недоступен.
Используя вращающиеся подающие винты, они способны передвигаться по илистой пашне, болотам, глубокому снегу и преодолевать водоемы за счет положительной плавучести полых подающих винтов. Кстати, советские инженеры добились хороших успехов в создании такой техники: вездеход ЗИЛ-29061 с шнековым ротором эксплуатируется до сих пор. Если быть точнее, то эта машина, разработанная в конце семидесятых годов, перевозится в кузове другого вездехода – ЗИЛ-49061 и предназначена для поиска экипажей приземляющихся космических кораблей.
Ноги
Стоит упомянуть еще один экзотический двигатель, а именно. ноги! Механически, конечно. В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века попытки изготовления ходунков предпринимались в разных странах. Военные США приступили к разработке «шагающих грузовиков», однако все разработанные шагающие грузовики показали бесперспективность этого направления. Они были непрактичны, сложны, медленны, а главное, не имели преимуществ перед машинами с другими типами двигательной установки. Поэтому «машины с ногами» так и не вышли из экспериментальной стадии разработки. И если где-то они и нашли применение, то только в фантастических фильмах, например в «Звездных войнах».
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Изобретение колеса стало одним из важнейших достижений человечества, однако люди со временем нашли ему альтернативу.