Эволюция движения: от колеса к гусеницам, шнекам и шагающим машинам

Колесо, изобретенное более пяти тысячелетий назад (самые древние находки датируются примерно 3350 годом до н.э.), по праву считается одним из фундаментальных открытий человечества. На протяжении веков оно оставалось незаменимым, став основой практически для всех видов транспорта. Однако в XX веке инженерная мысль бросила вызов этой древней технологии, предложив ряд альтернативных решений для передвижения.

Гусеничный движитель: рождение на российском снегу

Проблема бездорожья, особенно острая в России с ее просторами, стала катализатором для инноваций. В начале XX века французский инженер Адольф Кегресс, работавший водителем в гараже императора Николая II, столкнулся с трудностями езды по глубоким сугробам. Его решение было элегантным: он создал полугусеничную приставку для автомобилей царского автопарка. Идея заключалась в установке дополнительного колеса и натянутой резиновой ленты-гусеницы на заднюю ось, а передние колеса иногда заменялись лыжами.

Хотя сама концепция гусеницы была известна с XVIII века, Кегресс стал одним из первых, кто успешно применил ее на практике. Его разработки быстро нашли военное применение: в России начался выпуск полугусеничных броневиков «Остин-Кегресс». Любопытно, что после революции на таком же полугусеничном «Роллс-Ройсе» передвигался уже Владимир Ленин. Со временем полугусеничные машины уступили место полноценным гусеничным, но нашли свою нишу. Сегодня гусеничные движители незаменимы для военной техники, строительной и сельскохозяйственной спецтехники, а также для работы в экстремальных условиях.

Трансформер: колесо, которое превращается в гусеницу

Современные технологии позволили создать гибридное решение, объединяющее преимущества обоих миров. Инженеры из Университета Карнеги-Меллон в рамках военной программы GXV-T разработали революционное «колесо-гусеницу». Его обод состоит из сегментов, которые по команде могут менять форму. Всего за две секунды, даже на ходу, круглое колесо для шоссе трансформируется в треугольную гусеницу для бездорожья. В первом режиме вращается само колесо, во втором — оно блокируется, и машину приводит в движение гусеничная лента.

Обратите внимание: Mercedes-Benz 190E, дебютировавший в 1982 году, стал одним из главных бестселлеров немецкой марки за всю ее историю во многом из-за успехов в ралли.

Несмотря на очевидный потенциал — универсальность и повышенную проходимость — эта технология пока остается чрезвычайно сложной и дорогой. Однако если инженерам удастся снизить ее стоимость и повысить надежность, такие гибридные машины могут стать новым словом в транспорте для сложных условий.

Архимедов винт: движение по болотам и снегу

Пожалуй, самым необычным альтернативным движителем является шнеко-ротор, принцип которого был описан еще Архимедом. Машины, оснащенные такими вращающимися «бурами» (полыми винтами), демонстрируют уникальную проходимость. Они способны передвигаться по самым непроходимым поверхностям: топким болотам, глубокому снегу, жидкой грязи и даже преодолевать водные преграды, так как полые шнеки обеспечивают плавучесть.

Советские конструкторы достигли значительных успехов в этой области. Вездеход ЗИЛ-29061, созданный в конце 1970-х годов, до сих пор используется в составе поисково-спасательного комплекса «Синяя птица» для эвакуации экипажей космических аппаратов, совершивших посадку в труднодоступной местности.

Шагающие машины: мечта из фантастики

Венцом инженерной экзотики можно считать попытки создать шагающие транспортные средства. В 1960-70-х годах, особенно в США, велись активные разработки «ходунов» для военных целей. Однако все прототипы оказались непрактичными: они были медлительными, сложными в управлении и не предлагали реальных преимуществ перед колесными или гусеничными аналогами. В итоге это направление так и осталось на уровне экспериментов, воплотившись главным образом в мире кино — например, в виде шагоходов AT-AT из «Звездных войн».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Изобретение колеса стало одним из важнейших достижений человечества, однако люди со временем нашли ему альтернативу.