Нехватка энергии для пуска двигателя — еще не повод приговаривать батарею и покупать новую

Во время движения за снабжение автомобиля энергией отвечает генератор, а после остановки и выключения двигателя – аккумулятор. Последний умеет его собирать и хранить, но не способен производить самостоятельно.

Поэтому длительное использование аккумулятора без зарядки или нечастые поездки на автомобиле могут снизить заряд до критических значений, при которых запустить двигатель будет невозможно.

Ситуацию может усугубить возраст аккумулятора, который исправно работает только первые 3-5 лет после замены, а также низкие температуры за окном, при которых электролит внутри может замерзнуть. Однако все эти проблемы не так страшны для водителя, умеющего заряжать автомобильный аккумулятор.

Типы аккумуляторов

Необслуживаемый

К этому типу относятся аккумуляторы, к содержимому которых автовладелец не имеет доступа. Собственно, поэтому их так и называют. Ведь с таким аккумулятором ничего нельзя сделать в плане ухода и обслуживания, кроме как поставить его на зарядку. У необслуживаемого аккумулятора крышка герметична и в ней нет отверстий.

Зато может быть индикатор заряда, позволяющий легко узнать, в каком состоянии находится аккумулятор – рабочий или разряженный. Сегодня большинство продаваемых новых аккумуляторов не требуют обслуживания. Они считаются более надежными и могут прослужить дольше – не менее 7 лет.

Обслуживаемый

Этот тип аккумуляторов имеет прямой доступ к банкам, что позволяет контролировать уровень, плотность и оттенок залитого в них электролита. Благодаря этому опытные автомобилисты могут грамотно осуществлять обслуживание и ремонт аккумулятора.

Во время зарядки аккумулятора данного типа пробки в крышке следует открутить. Ведь электролит внутри аккумулятора закипает, из-за чего в нем скапливаются газы. А через отверстия в крышке они будут выходить в виде пара.

Как понять, что аккумулятор разряжен

Помимо тусклого света фар и «тлеющего» освещения приборов, а также медленного вращения стартера, из-за которого не удается запустить двигатель, понять, что аккумулятор разряжен, можно несколькими способами. Самый простой — индикатор на крышке аккумуляторного отсека, если он есть в комплекте. Зеленый цвет означает, что батарея в порядке. Красный, белый или черный (в зависимости от производителя) – требует зарядки.

Подаваемые имеют дополнительные значения индикаторов, которые указывают на необходимость долива, например, дистиллированной воды. А для необслуживаемых есть "мертвый" индикатор, когда нужно менять аккумулятор.

Более точно и объективно оценить состояние аккумулятора можно, измерив напряжение на клеммах вольтметром. Это можно сделать, не отсоединяя аккумулятор от автомобиля. И лучше не ранее, чем через несколько часов (желательно более 10 часов) после выключения двигателя, чтобы избежать завышенных показаний. Напряжение холостого хода заряженного аккумулятора должно составлять 12,6 – 12,7 В.

Для аккумуляторов с пробками проверить плотность электролита в каждой «коробочке» можно также с помощью ареометра (денсиметра). В полностью заряженном аккумуляторе оно должно составлять 1,27 г/см³ (в теплых странах – 1,25 г/см³, на крайнем севере – 1,29-1,30 г/см³).

Кроме того, состояние аккумулятора можно проверить с помощью зарядного штекера. Имитируя запуск стартера двигателя, это устройство позволяет оценить не только уровень заряда, но и работоспособность аккумуляторной батареи. Нагрузочная вилка при измерении обеспечивает нагрузку, в два раза превышающую емкость аккумулятора.

При показании 12,7 В и выше аккумулятор заряжен, при 12,6 В заряд нормальный, при 12,5 В достаточный, а менее 12,5 В аккумулятор требует зарядки. Если при подключении нагрузки напряжение падает ниже 9 В, пора заменить аккумулятор. Для обеспечения точных показаний используйте подходящую вилку. Он доступен для кислотных или щелочных батарей.

Как правильно заряжать автомобильный АКБ

В мире существует два способа зарядки аккумулятора: от генератора автомобиля во время поездки и с помощью специального зарядного устройства. Первое предпочтительнее. Это самая полезная и правильная вещь для аккумулятора. Генератор автоматически заряжает аккумулятор в режиме постоянного напряжения.

В отличие от внешнего зарядного устройства, которое по установленному алгоритму подает определенный ток, аккумулятор от генератора берет только тот ток, который необходим в зависимости от текущего состояния. То есть зарядный ток уменьшается, когда напряжение на клеммах приближается к выходному с генератора. Поэтому, если вы регулярно ездите на автомобиле, аккумулятор заряжать не нужно.

Стационарное зарядное устройство действительно необходимо для восстановления разряженной батареи до определенных значений. Во избежание перезаряда и расхода воды из электролита («кипения») устройство прерывает работу при напряжении 14,4 В и переходит в режим зарядки минимальным током при хранении. То есть он не заряжается полностью.

Остальное — зарядку до 100% — совершит генератор во время поездок. Поэтому на частый вопрос «как правильно заряжать аккумулятор в автомобиле?» Ответ в том, что вам нужно запускать его периодически. Кроме того, пустая трата времени просто запустить двигатель и дать ему покраситься на месте. На холостом ходу зарядка аккумулятора невозможна. Генератор должен подавать на клеммы постоянный ток в пределах 14 В. Это значит, что работать надо минимум час, а еще лучше полтора-два.

Способы зарядки с помощью ЗУ

Двумя наиболее распространенными способами зарядки аккумулятора являются постоянный ток и постоянное напряжение. Первый – наиболее эффективный, но за этим процессом необходимо следить из-за риска повышения температуры и скопления большого количества газов. Второй менее вреден для аккумулятора, но не позволяет пополнить заряд до 100%. Для достижения наилучшего результата эти методы можно комбинировать, используя автоматическое зарядное устройство.

Зарядка постоянным током

Для эффективной зарядки постоянным током следует подключить аккумулятор к зарядному устройству, которое будет выдавать ток не более 10% от номинальной емкости аккумулятора. То есть для аккумулятора емкостью 60 Ач потребуется ток 6 А, а для аккумулятора емкостью 72 Ач - 7,2 А. Чтобы исключить риск закипания аккумулятора при зарядке постоянным током, значение равно постепенно сокращается.

  1. Сначала напряжение аккумулятора доводят до 14,4 В,
  2. Затем уменьшают ток вдвое и продолжают зарядку до напряжения 15 В,
  3. Затем ток снова уменьшают вдвое и заряжают аккумулятор до тех пор, пока показатели мощности и ампера на зарядном устройстве не перестанут меняться в течение 1-2 часов.

Этот метод более быстрый: зарядка аккумулятора постоянным током занимает около 10 часов. Но в этом случае аккумулятор изнашивается быстрее. Так что не стоит злоупотреблять зарядкой постоянным током. А если температура аккумулятора превышает 40°С, процесс следует прервать, чтобы дать ему остыть, прежде чем продолжить процедуру.

Зарядка постоянным напряжением

Этот способ проще и безопаснее для аккумулятора.

Обратите внимание: Дождь превратил новую киевскую дорогу в озеро (видео).

Поэтому, когда вы его используете, он прослужит дольше. Но в этом случае не удастся заполнить емкость на 100%. Обычно батарея заряжена где-то на 80-85%. Для зарядки постоянным напряжением нужно выставить значение в пределах 14,4-14,5 В и терпеливо ждать.

В отличие от зарядки постоянным током, это займет около суток, а то и больше. К недостаткам этого метода можно отнести сильный нагрев устройства из-за максимального тока на начальном этапе. Во время зарядки аккумулятора ток падает до нуля. Кстати, если заряжать аккумулятор постоянным напряжением 15 В, то он зарядится на 90%.

Сколько заряжать автомобильный аккумулятор

Время, необходимое для зарядки аккумулятора, зависит от ряда факторов. На это влияют емкость и состояние аккумулятора, температура и степень его разряда. Важны также характеристики зарядного устройства (зарядного устройства).

Расчет времени зарядки

Для расчета времени зарядки аккумулятора используется формула T=C/I+10%, где T – время зарядки, C – емкость аккумулятора, I – мощность зарядного устройства и 10% – потери энергии в виде тепла. Но чтобы не считать его вручную, можно воспользоваться одним из электронных калькуляторов времени заряда аккумулятора, которых много в Интернете. Чтобы узнать необходимое время, достаточно ввести номинальную емкость аккумулятора и силу тока зарядного устройства.

Время зарядки в зависимости от типа АКБ

Поскольку в необслуживаемом аккумуляторе невозможно контролировать уровень электролита, такие аккумуляторы нельзя подзаряжать путем долива энергии. Ведь это приводит к увеличению газовыделения, сливу электролита через предохранительный клапан и, как следствие, снижению уровня жидкости в канистрах. А когда пластины оголяются, емкость аккумулятора тоже уменьшается. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно точнее рассчитывать время зарядки необслуживаемого аккумулятора.

Подготовка аккумулятора и меры безопасности

Несмотря на простоту процесса, зарядка аккумулятора требует серьезного и ответственного отношения. Ведь внутри аккумулятора находится опасный для человека раствор серной кислоты, а при зарядке из электролита выделяются газы. Среди них взрывоопасный водород. Поэтому крайне важно соблюдать правила безопасности.

  1. Носите одежду, которая максимально закрывает тело. Лучше специальный. Защитите руки резиновыми перчатками, а глаза очками, стеклом или пластиком.
  2. Прежде чем снимать его с автомобиля, проверьте корпус аккумуляторной батареи на наличие трещин и утечек. Кислоту из него удаляют с помощью соды.
  3. Не заряжайте аккумулятор в плохо проветриваемых помещениях.
  4. Запрещается курить рядом с заряжающимся аккумулятором во избежание взрыва выделяющихся газов.
  5. Аккумулятору, который замерз снаружи, перед зарядкой необходимо сначала дать нагреться.
  6. Перед зарядкой очистите корпус аккумулятора от грязи и клеммы от окислов.
  7. Не трясите и не опрокидывайте аккумулятор, если в нем есть заливное отверстие.
  8. Чтобы дым не собирался внутри, снимите крышки с контейнеров аккумуляторов, если таковые имеются. А для необслуживаемого - снимите заглушку газоотвода.

Ускоренная зарядка

Бывает, что у вас просто нет дня или даже нескольких часов, чтобы зарядить аккумулятор описанными выше способами, а завести двигатель автомобиля необходимо немедленно. Например, когда с наступлением холодов внезапно «умерла» батарея. Тогда можно использовать ускоренный метод – так называемое «поджигание». При этом энергия, необходимая для запуска двигателя, поступает от аккумулятора другого автомобиля.

Этот «экстренный» метод хорош тем, что он быстрый и обычно эффективный. Однако не стоит этим злоупотреблять. Ведь электроника на борту современных автомобилей достаточно сложна и чувствительна к скачкам напряжения. Неправильное «освещение» при колебаниях тока в электрической цепи может вызвать как ошибки в памяти контроллера, так и ошибки или даже выходы из строя отдельных устройств.

Как «прикурить» авто

Чтобы «зажечь» машину с севшим аккумулятором, нужны: автомобиль-донор с исправным, заряженным аккумулятором и правильные перемычки. Порядок подключения последнего к автомобилю-донору и автомобилю с севшим аккумулятором можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля. Следуя этой инструкции, «зажечь» автомобиль сможет даже новичок. Но сначала нужно расположить оба автомобиля так, чтобы расстояние между их аккумуляторами было минимальным и клеммы проводов стартера доходили от одного аккумулятора до другого.

Для соединения положительных полюсов аккумуляторов автомобиля-донора и автомобиля со старым аккумулятором обычно используется красный провод. А для «минуса» и «массы» — черный.

  1. Сначала подключите один конец красного провода «к плюсу» заряженного аккумулятора;
  2. Тогда другой конец — «на плюс» разряженной батареи;
  3. Затем присоедините один конец черного кабеля к отрицательной клемме аккумулятора автомобиля-донора;
  4. Другой зацеплен за голый металл картера двигателя автомобиля с разряженным аккумулятором.

Отсоединение проводов после успешного запуска двигателя производится в обратном порядке.

Применение бустера

Для запуска двигателя автомобиля также можно использовать усилитель вместо другого автомобиля. По сути, это карманный аккумулятор небольшой емкости. Проще говоря, автомобильный пауэрбанк. Разряженный аккумулятор он не зарядит, но вполне способен подавать электрический ток на короткое время, которого достаточно для запуска двигателя внутреннего сгорания. А после этого генератор сам будет заряжать аккумулятор во время поездки.

Специфика подключения бустера

использование бустера в качестве донора для автомобиля с севшим аккумулятором в целом аналогично процедуре «зажигания». Сначала в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией, соблюдая полярность, подключите провода клеммами, идущие от блока, к «плюсу», а затем к «массе» автомобиля. Затем включите бустер и подождите, пока лампочка на корпусе не станет зеленой. Это означает, что устройство готово к использованию. Вы можете запустить двигатель.

Можно ли заряжать АКБ на морозе

Водители часто задают вопросы: «Нужно ли снимать аккумулятор с автомобиля, чтобы зарядить?» и «можно ли заряжать аккумулятор на морозе?» Снимать аккумулятор с автомобиля не обязательно. Однако в связи с тем, что процесс зарядки сопровождается выделением горючих газов, следует соблюдать правила безопасности:

  • не зажигайте ничего рядом с заряжаемым аккумулятором и не используйте устройства, образующие искру
  • не замыкайте клеммы
  • заряжать аккумулятор лучше в проветриваемом помещении, не являющемся жилым

Если же речь идет о зарядке аккумулятора на морозе, то эта процедура будет гораздо менее эффективной, поскольку чем холоднее, тем хуже аккумулятор принимает заряд. Нормальный температурный диапазон для этой процедуры – от 0 до +25°С. Также хуже будет заряжаться на морозе от генератора, пока аккумулятор не замерзнет вместе с автомобилем, где бы он ни находился (под капотом, в салоне) в салоне или в багажнике) не нагревается. Сначала энергия будет использоваться для обогрева и только потом для пополнения запасов. В идеале перед зарядкой аккумулятор следует нагреть до +10°C.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Нехватка энергии для пуска двигателя — еще не повод приговаривать батарею и покупать новую.