РАФ требует разрешить установку квадратных номеров спереди автомобилей

Российская автомобильная федерация (РАФ) ведет активную работу по изменению действующих правил, выступая за отмену ограничений на установку нестандартных государственных номеров типа 1А, которые также известны как «квадратные». Эти номера, введенные три года назад, в настоящее время разрешено размещать только в задней части автомобиля, что создает проблемы для владельцев многих иномарок.

Проблема для владельцев иномарок

Квадратные номера (тип 1А) были добавлены в ГОСТ-50577 в августе 2020 года. Это нововведение было призвано решить проблему для владельцев автомобилей японского, американского и другого иностранного производства, у которых штатные места для крепления регистрационных знаков имеют нестандартную, часто квадратную форму. До этого водителям приходилось идти на ухищрения: сгибать стандартные прямоугольные номера (тип 1) или использовать специальные переходные рамки, что не всегда было удобно и надежно.

Однако в действующем ГОСТе содержится важное ограничение: размещать такие квадратные знаки можно исключительно в районе заднего бампера. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Причины, по которым было введено это ограничение, в нормативном документе не разъясняются.

Обращение в Росстандарт

С инициативой по изменению правил выступил вице-президент комитета классических автомобилей РАФ Петр Шляхин. Он направил официальное письмо в Росстандарт и в технический комитет по безопасности дорожного движения, в состав которого входят и представители ГИБДД. В обращении содержится предложение разрешить установку номеров формата 1А не только сзади, но и на передней части транспортного средства.

РАФ, созданная в 1991 году как правопреемник советской федерации, объединяет широкий круг автомобилистов: от спортсменов и судей до реставраторов раритетных авто. Организацию возглавляет бывший руководитель ГИБДД России Виктор Кирьянов.

Обратите внимание: Особенности установки низкопрофильной резины на современном авто.

Технические и безопасностные аргументы

Петр Шляхин приводит веские технические доводы в пользу своей инициативы. Например, на некоторых внедорожниках (таких как Nissan Patrol конца 80-х — 90-х годов) производитель устанавливает лебедку прямо в передний бампер. Установка стандартного длинного номера в таком случае возможна только сбоку, из-за чего он выступает за габариты автомобиля и представляет потенциальную опасность для пешеходов. В других случаях прямоугольный номер может перекрывать датчики парковки (парктроники).

Кроме того, у ряда японских моделей штатное место на переднем бампере рассчитано именно на квадратный знак. Установка прямоугольного номера может перекрыть вентиляционные отверстия, предназначенные для охлаждения двигателя. Это приводит к перегреву мотора и, как следствие, к увеличению вредных выбросов. Также есть риск, что большой номерной знак заслонит собой часть внешних световых приборов, таких как противотуманные фары или габаритные огни.

Поддержка инициативы и текущая ситуация

Предложение РАФ нашло поддержку у Союза производителей государственных регистрационных знаков. В организации отметили, что, несмотря на прямой запрет, на дорогах уже ездит множество машин с квадратными номерами спереди, особенно в регионах Дальнего Востока, например, во Владивостоке. По их словам, водителей это ограничение не останавливает, а сотрудники ГИБДД часто не привлекают их к ответственности. В связи с этим возникает логичный вопрос: почему бы не узаконить сложившуюся практику, внеся поправки в ГОСТ?

По официальным данным ГИБДД, в России зарегистрировано более 3 миллионов легковых автомобилей с правым рулем, и большинство из них сосредоточено именно на Дальнем Востоке. Ситуация обострилась в последнее время из-за массового ввоза подержанных праворульных машин. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин также поддержал инициативу, отметив, что вопрос стал актуальнее, чем когда-либо.

Только за первое полугодие через Владивостокскую таможню было ввезено более 130 тысяч автомобилей для личного пользования, что в два раза превышает показатели прошлого года. Основная часть (около 80%) — машины из Японии. Правда, с августа 2023 года Япония ввела запрет на экспорт в Россию автомобилей с двигателями объемом более 1.9 литра, что привело к резкому падению поставок.

Позиция регуляторов и критиков

Однако в Росстандарте инициативу РАФ не поддержали, назвав предложение «ненужным». В ведомстве заявили, что конструкция большинства автомобилей все же позволяет установить стандартный номер, при необходимости можно использовать переходные рамки. Также в Росстандарте указали на отсутствие штатной подсветки для квадратных номеров, что является важным требованием ПДД. На этот аргумент Антон Шапарин парировал, что многие современные автомобили и вовсе не имеют подсветки переднего номера, что делает претензию не совсем корректной.

Критически к предложению отнеслась и ассоциация ОКО, которая объединяет производителей и операторов комплексов фотовидеофиксации. Там идею назвали «домодернистской», сославшись на то, что автомобилей с такими номерами на дорогах пока немного. Хотя современные нейросети, используемые в камерах, можно обучить распознаванию новых форматов, для этого потребуется время и сотни тысяч эталонных изображений для обучения алгоритмов.

Иван Буранов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Представители Российской автомобильной федерации (РАФ) добиваются от властей либерализации правил установки нестандартных (тип 1А, их еще называют «квадратными») госномеров, введенных в обиход три года назад.