В Госдуме предлагают ввести экзамены и регистрацию для водителей электросамокатов из-за резкого роста аварий

В России могут ввести обязательные экзамены по правилам дорожного движения для водителей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). С соответствующей законодательной инициативой выступил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин, направив письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, как стало известно «Известиям».

Проблема безопасности пользователей самокатов становится всё острее. Участники дорожного движения на СИМ часто выезжают на проезжую часть, игнорируя ПДД, что приводит к созданию опасных ситуаций. Согласно статистике МВД, за текущий год количество ДТП с участием таких устройств увеличилось на 182%. Вопрос о правовом регулировании их использования активно прорабатывается во всех парламентских фракциях, подтвердили в «Единой России».

Правовой вакуум и сложности контроля

Суть предложения заключается в том, чтобы обязать всех владельцев электросамокатов и аналогичных устройств не только сдавать экзамен на знание ПДД, но и получать специальные разрешительные документы. С этим связано и письмо депутата Делягина на имя главы правительства, с которым ознакомились «Известия».

В документе отмечается, что СИМ стали массовым и удобным видом транспорта, который разгружает общественный транспорт и создаёт новые рабочие места в сервисных компаниях. Однако их использование практически не регламентировано с точки зрения безопасности, что ведёт к росту числа конфликтов на дорогах, аварий, травм и даже гибели людей.

Основными причинами аварий депутат называет опасную езду, хулиганское поведение и оставление места ДТП. При этом курьеры и арендаторы, чья деятельность связана с СИМ, ведут себя осторожнее, так как их легче идентифицировать. Обычные же владельцы часто остаются безнаказанными.

Сейчас у ГИБДД практически нет инструментов для эффективного контроля за передвижением самокатов, а штрафы за нарушения ими ПДД, в отличие от автомобилистов, часто остаются неоплаченными. Для изменения ситуации парламентарий предлагает ввести обязательное изучение ПДД, экзамен и выдачу документов на право управления СИМ.

«Чтобы обеспечить безопасность, не лишая граждан России доступа к СИМ, необходимо ввести в Кодекс об административных правонарушениях раздел с высокими (желательно на автомобильном уровне) штрафами за нарушения правил дорожного движения», — подчёркивается в инициативе.

Также среди ключевых мер — создание единого федерального реестра средств индивидуальной мобильности с присвоением каждому устройству уникального номерного знака для идентификации.

В аппарате правительства сообщили, что на момент подготовки материала письмо депутата ещё не поступило. «Известия» также направили запрос в Минтранс. Ранее это ведомство уже подготовило «дорожную карту» по регулированию СИМ, которая включает обязательную регистрацию, обязанность останавливаться по требованию инспектора, прохождение медосвидетельствования и соблюдение правил поведения при ДТП.

Необходимость регулирования подтверждает статистика

В МВД подтверждают, что рост аварийности с участием СИМ — одна из самых актуальных проблем. Только по электросамокатам количество ДТП за первое полугодие выросло на 56%. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, общее число аварий с участием всех видов СИМ за шесть месяцев 2023 года увеличилось на 182%.

Обратите внимание: В этом году наметился уверенный прогресс в снижении количества дорожно-транспортных происшествий.

Всего за этот период зарегистрировано 1043 ДТП, в которых погибли 12 человек (включая одного ребёнка), а ранения получили 1082 человека, из них 432 — несовершеннолетние.

Наибольшее количество происшествий зафиксировано в Московской области (238), Пермском крае (68), Санкт-Петербурге (64), а также в Омской, Тюменской, Челябинской и Свердловской областях.

Лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов отмечает, что по улицам городов ежедневно передвигаются тысячи электросамокатов, часто на недопустимо высоких скоростях, что приводит к серьёзным авариям, однако реальной ответственности за нарушения у их водителей пока нет.

Член фракции КПРФ Николай Арефьев убеждён, что пользователи СИМ обязаны знать основы ПДД. «Я думаю, что они должны получить права — документы на управление транспортным средством, хотя, возможно, это должно быть в упрощенном варианте», — заявил депутат.

Во фракции ЛДПР считают, что одного экзамена недостаточно. Депутат Владимир Сипягин пояснил, что автомобилистов от нарушений удерживают не только знания, но и система контроля: камеры, инспекторы и штрафы. Такой же подход должен применяться и к средствам индивидуальной мобильности.

Заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев сообщил, что вопрос регулирования СИМ обсуждается всеми партиями. Спикер Госдумы Вячеслав Володин даже провёл опрос в своём Telegram-канале, где 49% участников высказались за запрет самокатов по примеру Парижа, 41% — за ужесточение ПДД для них, и лишь 10% поддержали сохранение текущего положения дел.

Инициативу депутатов также поддержал Общественный совет ГУ МВД по Москве.

Член совета Пётр Шкуматов уверен, что владельцы мощных электросамокатов должны иметь водительское удостоверение соответствующей категории. При этом он обратил внимание на демографический аспект: значительную часть пользователей составляют подростки до 16 лет, что может потребовать пересмотра возрастных ограничений для управления СИМ.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин подчеркнул, что сегодня пользователи СИМ находятся вне правового поля. Помимо проверки знаний ПДД, необходима обязательная регистрация устройств для их идентификации камерами, а также отдельный раздел в КоАП со штрафными санкциями, адаптированными для этого вида транспорта.

Наталья Башлыкова

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Из-за роста аварий в Госдуме предлагают ужесточить требования к пользователям таких транспортных средств.