Справедлива ли выплата по ОСАГО: хватит ли страховки на ремонт после аварии?

В России начали действовать обновленные справочники, которые определяют среднюю стоимость запчастей, материалов и норм труда для расчета страховых выплат по полисам ОСАГО. Страховщики заявляют, что ситуация на рынке автодеталей стабилизировалась, поэтому цены в новых каталогах изменились незначительно.

Однако, как отмечают независимые эксперты, цены в этих официальных документах зачастую ниже реальных рыночных. В результате суммы, которые выплачивают по обязательной страховке, часто оказываются недостаточными для полноценного восстановления автомобиля после ДТП. Подробный анализ ситуации — в нашем материале.

Что изменилось в новых справочниках?

С 19 сентября расчет возмещения по ОСАГО для пострадавших в авариях ведется по обновленным ценовым ориентирам. По сравнению с предыдущей версией каталогов, действовавшей с июля, средняя стоимость деталей в них выросла лишь на 1,4%, как сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

По словам Уфимцева, осенью 2022 года началась стабилизация цен на автокомпоненты. В итоге, если сравнивать с каталогами годичной давности, детали в среднем подешевели на 9,3%.

При этом динамика цен различается в зависимости от марки автомобиля. Например, для машин Hyundai, Kia и Toyota по сравнению с июньскими справочниками цены снизились на 2-2,5%. Однако отдельные позиции, такие как двери, фары и лобовые стекла для Hyundai, наоборот, подорожали на 18-25%. Для Mitsubishi появление неоригинальных аналогов привело к удешевлению фар и дверей на 10-18%, а вот стоимость лобовых стекол выросла примерно на столько же.

Отдельно президент РСА отметил, что для некоторых брендов, включая BMW, Mercedes, Opel и Honda, с середины июля запчасти продолжали дорожать, прибавив в цене от 4,5% до 8,8%.

Влияние на стоимость страховки

В РСА связывают стабилизацию цен на запчасти со снижением средней стоимости полиса ОСАГО.

Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

Если в январе 2023 года средний полис стоил 8037 рублей, то к июлю его цена опустилась до 7860 рублей.

«С начала года в связи с началом стабилизации рынка запчастей и усилением конкуренции между страховыми компаниями за безубыточных автовладельцев средняя премия по ОСАГО снизилась на 2,3%», — пояснил Евгений Уфимцев.

Реальная картина на рынке запчастей

Представители автосервисов дают несколько иную оценку. Они отмечают, что с начала года цены выросли примерно на 5-7%, но в основном это коснулось расходных материалов и деталей для мелкого ремонта, которые были завезены в страну крупными партиями ранее.

— Наиболее заметный рост цен наблюдается на запчасти, поставляемые под заказ: это крупные агрегаты (двигатели, элементы трансмиссии), а также некоторые кузовные детали и оптика. Традиционно сильнее дорожают детали для автомобилей европейских и американских марок, — рассказала «Известиям» директор сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.

Эксперт также указала на эффект запаздывания в ценообразовании: цены на некоторые позиции еще не успели отреагировать на недавние колебания курсов. Если курс рубля останется на текущем уровне, в обозримом будущем можно ожидать общего роста стоимости запчастей на 10-15%.

Проблема качества и недостаточных выплат

Осенью 2022 года ЦБ разрешил страховым компаниям использовать при ремонте неоригинальные запчасти. В сочетании с непрозрачной методикой расчета цен в каталогах это порождает серьезные вопросы к качеству восстановления автомобиля, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

— В этих каталогах фигурируют минимальные цены на детали, качество которых, как правило, оставляет желать лучшего. Восстановить автомобиль после ДТП на выплату по ОСАГО, рассчитанную по таким ориентировочным ценам, практически нереально, — заявил он.

Эту точку зрения разделяет адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Он также сталкивается с тем, что выплаченных страховой компанией денег не хватает на ремонт.

— Этих средств обычно недостаточно для полноценного восстановления машины. При этом получить направление на ремонт от страховой в последнее время стало крайне сложно: автосервисы просто отказываются работать за те суммы, которые предлагают страховщики, — поделился юрист.

Оспаривать размер выплаты, ссылаясь на то, что реальная цена детали выше, практически бесполезно, отмечает Радько. Поскольку расчет ведется по утвержденной методике с использованием официальных каталогов, добиться от страховой компании доплаты вряд ли получится.

В такой ситуации для покрытия недостающей суммы владельцу поврежденного автомобиля приходится обращаться с гражданским иском к виновнику ДТП, требуя возмещения ущерба — добровольно или через суд.

«Эта практика фактически „убивает“ саму идею обязательного страхования автогражданской ответственности, которое как раз и было введено, чтобы избежать подобных разбирательств между участниками аварии», — заявил Антон Шапарин. Он добавил, что из-за загруженности судов в крупных городах рассмотрение таких исков может затянуться на годы.

Кирилл Сазонов, Роман Солдатов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Хватит ли выплат по автогражданке для ремонта машины после ДТП.