Вступила в силу новая редакция справочников средней стоимости запасных частей, материалов и норм рабочего времени, согласно которым рассчитывается размер выплат по ОСАГО. В страховых компаниях утверждают, что ситуация со стоимостью запчастей стабилизировалась, поэтому цены в этих каталогах немного изменились.
Эксперты отмечают, что стоимость запчастей в каталогах ниже рыночной, а восстановить машину при наличии платной страховки практически невозможно. Подробности — в статье «Известий».
Свериться со справочником
19 сентября вступили в силу новые ориентиры цен, на основании которых определяется размер возмещения по ОСАГО пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. По сравнению с предыдущей версией этих каталогов, действовавшей с середины июля, средняя стоимость запчастей в них выросла на 1,4%. Об этом заявил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Он отметил, что осенью прошлого года ситуация с ценами на запчасти начала стабилизироваться. В результате по сравнению с энциклопедиями, изданными ровно год назад (19 сентября 2022 года), детали подешевели в среднем на 9,3%.
Президент ОСА подчеркнул, что по сравнению с каталогами предыдущей версии - от 19 июня 2023 года - произошло снижение цен на запчасти для автомобилей Hyundai, Kia и Toyota в среднем на 2-2,5%. Однако он отметил, что некоторые детали, наоборот, подорожали. У автомобилей Hyundai, например, двери, фары и лобовые стекла подорожали на 18-25%. Из-за появления неоригинальных аналогов цены на фары и двери моделей Mitsubishi снизились на 10-18%, а вот на лобовые стекла для автомобилей этой японской марки выросли примерно на 18%.
При этом Евгений Уфимцев сообщил, что, несмотря на общее снижение цен на автозапчасти, отраженное в официальных ценовых справочниках, на автомобили некоторых марок все еще наблюдается рост запчастей. В качестве примера он приводит марки BMW, Mercedes, Opel и Honda: с середины июля, по данным РСА, детали для них подорожали на 4,5-8,8%.
Дешевле детали, доступнее страховка
В Российском союзе автостраховщиков отмечают, что стабилизация цен на запчасти влияет и на среднюю стоимость полиса ОСАГО: он дешевеет.
Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.
Если в январе 2023 года она составляла 8037 рублей, то в июле 2023 года — 7860 рублей, сообщили в организации."С начала года в связи с началом стабилизации рынка запчастей и усилением конкуренции между страховыми компаниями за безубыточных автовладельцев средняя премия по ОСАГО снизилась на 2,3%", - отметили в РСА. Президент Евгений Уфимцев.
На рынке дороже
В автосервисах отмечают, что по сравнению с началом года стоимость запчастей выросла незначительно, примерно на 5-7%. Однако они подчеркивают, что в первую очередь это касается основных «расходников» и деталей для мелкого ремонта.
Такие запчасти ввозились в нашу страну в больших количествах еще в начале года, поэтому на них не повлияли колебания валютных курсов, отмечают представители техцентров.
— Больше всего выросли цены на запчасти, которые поставляются под заказ: крупные детали (рулевые тяги в сборе, двигатели, элементы трансмиссии), некоторые детали кузова и оптики. Также традиционно более заметен рост запасных частей для европейских и американских марок автомобилей, говорит "Известиям" директор международной сети автосервисов Fit Servise Татьяна Овчинникова.
Она также отметила, что на рынке запчастей наблюдается задержка ценообразования, поэтому цены на некоторые позиции пока не отреагировали на скачок цен. Эксперт прогнозирует, что если курс рубля не изменится, средняя стоимость запчастей в нашей стране в обозримом будущем может вырасти на 10-15%.
Вопрос качества
Осенью прошлого года в соответствии с инструкциями ЦБ страховым компаниям была предоставлена возможность ремонтировать автомобили неоригинальными запчастями. Учитывая непрозрачную методику определения цен в каталогах, используемую страховыми компаниями, качество «неоригинала» вызывает вопросы, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
— В этих каталогах указаны самые низкие цены на запчасти, качество которых обычно оставляет желать лучшего. Полностью восстановить поврежденный автомобиль с помощью компенсации по ОСАГО, рассчитанной по ориентировочным ценам, практически невозможно, сказал он.
С ним согласен и адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Он также отмечает сложности с ремонтом автомобилей на суммы, выплачиваемые страховыми компаниями.
— Этих денег обычно не хватает на восстановление машины. При этом получить направление на ремонт от страховой компании в последнее время практически невозможно: техцентры просто отказываются ремонтировать автомобили за предложенные страховой суммы суммы, поделился с "Известиями" своей практикой юрист.
Бесполезно в такой ситуации пытаться оспорить размер компенсации, ссылаясь на то, что реальная цена определенной детали оказалась выше указанной в каталоге, отмечает юрист. Поскольку компенсация рассчитана по установленной методике с использованием официальных ценовых ориентиров, получить дополнительную выплату от страховой компании вряд ли получится, полагает он.
В этом случае для получения недостающей на ремонт суммы владелец поврежденного автомобиля должен обратиться к виновнику ДТП и в соответствии с Гражданским кодексом РФ потребовать от него возмещения убытков - добровольно или через суд, - сказал Сергей Радько.
"Эта практика "убивает" саму идею обязательного страхования автогражданской ответственности, которая была введена именно для того, чтобы избежать подобных отношений между участниками ДТП", - заявил Антон Шапарин. Он также добавил, что из-за большой загруженности судов в крупных городах рассмотрение гражданских исков может занять годы.
Кирилл Сазонов, Роман Солдатов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Хватит ли выплат по автогражданке для ремонта машины после ДТП.