Самый первый
Первый в мире троллейбус придумали в ГЕРМАНИИ. Идея создания электротранспорта пришла изобретателю Вернеру фон Сименсу в середине 19 века. «Если у меня когда-нибудь появится свободное время и деньги, я хочу создать электромагнитную команду, которая позволит мне не ходить с дыркой в кармане», — писал он в 1847 году. Интересно, что параллельно идея создания троллейбуса пришла в голову его брату Карлу Вильгельму Сименсу, жившему в Англии. Однако именно Вернер фон Сименс реализовал свою идею, хотя и гораздо позже.
29 апреля 1882 года в Халензее, который в то время был пригородом Берлина, публике была представлена небольшая четырехколесная карета, приводившаяся в движение двумя электродвигателями мощностью по 2,2 кВт и питавшаяся от контактной сети с напряжением 550 Вольт. Именно так первый в мире троллейбус назывался Электромото (или Электромото в более поздней письменности).
Любопытно, что самый первый троллейбус не имел привычных современному человеку стержневых токоприемников или просто «рогаток». Вместо этого ток снимался с помощью так называемой «контактной тележки», катившейся по проводам. Первая троллейбусная линия протяженностью 540 метров просуществовала очень недолго, проработав с 29 апреля по 13 июня 1882 года. Ведь это был чистый эксперимент, оказавшийся удачным со всех точек зрения.
В дальнейшем грузовики, очень похожие на Электромото, стали использоваться для перевозки различных грузов. Но первый полностью пассажирский троллейбус появился лишь в начале XX века.
Самый высокий
В России проект создания троллейбусной линии был предложен еще в 1904-1905 годах инженером В. Шуберского, однако оно не было реализовано. А первые полноценные троллейбусы появились только во времена СССР в Москве. Первая линия от Тверской заставы (район Нешней станции метро Белорусская) до села Всехсвятское (район станции метро Сокол) заработала 15 ноября 1933 года. Позже, чем в других странах. Именно поэтому через несколько лет в Москве стали появляться одни из самых необычных троллейбусов – двухэтажные.
В 1930-е годы двухэтажные троллейбусы курсировали по улицам многих европейских городов. Поэтому в 1935 году советское правительство приняло решение закупить такое оборудование в Великобритании. Через два года машины производства English Electric Company прибыли в Москву, и уже в 1938 году Ярославский автомобильный завод на их базе создал собственный двухэтажный троллейбус — ЯТБ-3.
Советский троллейбус с цельнометаллическим кузовом базировался на трехосном шасси и имел высоту 4,7 метра. Несмотря на массу почти 11 000 кг, ЯТБ-3 был способен развивать скорость до 55 км/ч. Весь троллейбус был рассчитан на 100 человек, а сидячих мест было 72: 40 на первом этаже и 32 на втором этаже. Правда, несмотря на все эти достижения и фантастический внешний вид, ЯТБ-3 не отличался особым удобством. Во-первых, троллейбус имел только одну дверь, расположенную сзади. Во-вторых, высота потолка на первом этаже троллейбуса составляла всего 1795 мм, а на втором и того меньше — 1770 мм.
В результате большинство пассажиров не могли путешествовать стоя, а на верхней палубе регулярно возникали конфликтные ситуации. Наконец, в-третьих, высота троллейбуса потребовала поднятия контактной сети до одного метра. И от этого уже начали страдать водители простых одноэтажных троллейбусов, так как регулярно отлетают «рожки» токоприемников. В результате ЯТБ-3 просуществовал до начала 1950-х годов, а затем был списан.
Обратите внимание: Мечты сбываются. Новый Роллс-Ройс за 50 тысяч долларов..
Увы, ни одна из машин не дожила до наших дней.Самый грузовой
В послевоенный период троллейбусы в СССР использовались не только для перевозки пассажиров, но и для доставки грузов. Различные эксперименты по созданию грузовых троллейбусов проводили Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ), МАЗ и КрАЗ. Но, пожалуй, самую интересную и в то же время самую большую модель выпустил Белорусский автомобильный завод. Речь идет о «БелАЗ-7524-792», который имел массу 20 тонн и был способен перевозить 65 тонн груза.
Если честно, появившийся в 1964 году «БелАЗ-7524-792» был не совсем троллейбусом, а дуобусом. Помимо электромоторов, дезе быстланный дизельный двигатель ЯМЗ-240Н пачистю 500 л.с. Предполагалось, что в карьерах этот БелАЗ будет использовать мотор на тяжелом топливе, а в городах — передвигаться при помощи контактной сети. Испытания «БелАЗ-7524-792» на территории Белоруссии продолжались до 1968 года. Однако в итоге был сделан вывод, что переход с одного режима движения на другой вызывает слишком много трудностей, и от серийного внедрения многотонного троллейбуса отказались.
Самый подземный
А вы знаете, что троллейбусы могут ездить не только по дорогам, но и под землей, как в метро? Именно такие «рога» ходят между японскими городами Омати и Татеяма. Маршрут пролегает через гору Тате в Японских Альпах (это официальное название гор в центре острова Хонсю!) и первоначально обслуживался автобусами. Однако с 1996 года на смену им пришли экологически чистые троллейбусы, работающие от контактной сети напряжением 600 В и не производящие вредных выбросов.
Технику для тоннелей изготовило грузовое подразделение компании Mitsubishi. Японский подземный троллейбус интересен не только тем, что проходит через гору. Ведь это экскурсионный троллейбус! И даже это единственная троллейбусная сеть в Японии: в других частях страны восходящего солнца подобного вида транспорта нет!
Самый современный
Один из самых современных троллейбусов производит швейцарская компания Carosserie Hess AG. Модель LightTram 3 представляет собой трехсекционный пассажирский троллейбус длиной почти 25 метров. Швейцарские инженеры уделили большое внимание снижению массы, ведь вместе с этим приходит снижение шума и больший комфорт. Так кузов LightTram 3 полностью выполнен из алюминия, а масса троллейбуса составляет 24,6 тонны, что не так уж и много для этого общественного транспорта. Во-вторых, троллейбус способен принять на борт 212 человек, при этом в салоне 60 мест.
Кстати, о комфорте пассажиров тоже позаботились — в троллейбусе установлены кондиционер и дополнительная шумоизоляция. И, наконец, LightTram 3 — модель низкого уровня. То есть им могут пользоваться инвалиды и семьи с инвалидными колясками. В-третьих, LightTram 3 приводится в движение двумя электродвигателями мощностью 160 кВт и обладает системой рекуперации электроэнергии. То есть эксплуатация такого троллейбуса обходит черешение ободуго. Наконец, диаметр проема LightTram 3, несмотря на его размеры, составляет всего 25 метров. Это стало возможным благодаря вращающейся задней оси!
И даже многие современные троллейбусы способны двигаться в автономном режиме! Также существуют так называемые электробусы, которые заряжаются только на конечных станциях, а дальше движутся за счет заряда аккумулятора. Очень, последнее — тема для отдельных статей.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Троллейбусы бывают очень интересными.