История Nissan GT-R: от Hakosuka до современной Godzilla

Хакосука: истоки легенды

Первый автомобиль, носивший имя Nissan GT-R (Gran Turismo Racer), увидел свет в 1969 году. Вопреки современным представлениям, это был не купе, а седан на базе Skyline третьего поколения (PGC10). Его спортивная, омологационная версия оснащалась атмосферным 2-литровым рядным шестицилиндровым двигателем S20, который был настоящим инженерным чудом своего времени. Его коленчатый вал был способен раскручиваться до невероятных 10 000 оборотов в минуту.

Мотор с тремя карбюраторами Mikuni Solex развивал 160 лошадиных сил и 177 Н∙м крутящего момента. В паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач заднеприводный Skyline GT-R, получивший прозвище «Хакосука», разгонялся до 100 км/ч за 8,2 секунды и достигал скорости 200 км/ч. Всего за пару лет он одержал 33 победы в гонках. В марте 1971 года появилось и купе (KPGC-10), которое сегодня высоко ценится коллекционерами. К 1972 году общее число побед GT-R достигло 50.

Любопытно, что прозвище «Хакосука» появилось не из-за выдающейся динамики, а из-за угловатого дизайна кузова. С японского «хака» переводится как «коробочка», а «сука» — это сокращение от «сукайрайн» (Skyline). Таким образом, «Хакосука» буквально означает «коробчатый Skyline».

Кен и Мэри: короткая, но яркая глава

Второе поколение GT-R, купе Skyline 2000GT-R (KPGC-110), дебютировало в 1972 году, но его производство, начавшееся в январе 1973-го, было свернуто уже в марте из-за мирового нефтяного кризиса. Спрос на мощные спорткары рухнул, и за весь срок было продано лишь 197 экземпляров.

Однако эта модель запомнилась своей необычной рекламной кампанией, выполненной в американском стиле. В сюжете фигурировали персонажи с экзотическими для Японии именами — Кен и Мэри. Кампания оказалась настолько успешной, что имя «Ken&Meri» прочно закрепилось за этим купе как неофициальное название.

Второй GT-R был немного крупнее и тяжелее предшественника, но силовая установка осталась прежней — 2-литровая «атмосферная» шестерка и -ступенчатая механика. Следующее поколение легендарного спорткара поклонникам пришлось ждать целых 16 лет.

Первый полноприводный: рождение Godzilla

GT-R триумфально вернулся в 1989 году в кузове купе Skyline с индексом R32 (BNR32). Это поколение стало революционным: впервые автомобиль получил полный привод. Разработка велась с прицелом на доминирование в гоночном классе Group A, и именно требования автоспорта определили конструкцию.

Изначально прототип был заднеприводным, но по гоночным правилам турбированный двигатель попадал в невыгодный класс из-за повышающего коэффициента. Чтобы компенсировать это и улучшить управляемость, инженеры Nissan создали систему полного привода ATTESA E-TS с подключаемой передней осью. Это решение привело к увеличению веса, что, в свою очередь, потребовало установки более мощного двигателя и более широких шин.

Результатом стал легендарный 2,6-литровый твин-турбо мотор RB26DETT, который в гоночной версии развивал около 600 лошадиных сил. На трассе R32 стал абсолютным доминантом, за что и получил прозвище «Годзилла». Гражданские версии, несмотря на официально заявленные 280 сил (согласно «джентльменскому соглашению» японских производителей), обладали колоссальным потенциалом для тюнинга. R32 установил рекорд на Нюрбургринге для серийных автомобилей — 8 минут 20 секунд.

Эволюция и возвращение к истокам

Четвертое поколение, R33 (BCNR33), представленное в 1995 году, стало эволюционным развитием успешной концепции R32. Под капотом остался тот же надежный двигатель RB26DETT.

Обратите внимание: Тест-драйв Porsche 718 Cayman. Ближе, чем кажется.

Модель предлагалась в различных спортивных модификациях, включая версии N1 и V-Spec.

Особого внимания заслуживает ограниченная серия заднеприводного GT-R LM, созданная для участия в гонке «24 часа Ле-Мана», а также мощнейший 400-сильный GT-R 400R. Кроме того, в 1997 году, к 40-летию Skyline, компания Autech по заказу Nismo выпустила лимитированную партию четырехдверных седанов GT-R, что стало возвращением к истокам модели.

Последний Skyline GT-R: технологичный и кинематографичный

Пятое поколение, R34 (BNR34), появилось в 1999 году. Оно стало короче и технологичнее предшественников. Двигатель получил больший крутящий момент, а 5-ступенчатую механику заменила 6-ступенчатая коробка передач Getrag. В салоне появился центральный дисплей, отображающий параметры работы автомобиля в реальном времени.

Именно серебристый R34 с синими полосами, за рулем которого был Пол Уокер в роли Брайана О’Коннора, прославил эту модель на весь мир благодаря фильму «Форсаж 2». В этом поколении GT-R начал движение в сторону большего комфорта, о чем свидетельствует появление версии M-spec с более мягкой подвеской и кожаным салоном. Завершили эпоху Skyline GT-R специальные версии, посвященные Нюрбургрингу (Nür), с модифицированным 334-сильным двигателем.

Новая эра: GT-R как самостоятельная модель

Поколение R35, выпускаемое с 2007 года, стало настоящей революцией. GT-R окончательно отделился от линейки Skyline и стал самостоятельной флагманской моделью. Автомобиль получил абсолютно новый дизайн, уникальную платформу и мощный 3,8-литровый твин-турбо двигатель V6 VR38DETT.

Инженерным ноу-хау стала трансмиссия: двигатель расположен спереди, а 6-ступенчатый роботизированный агрегат с двойным сцеплением — сзади, в базе. Крутящий момент передается на задние колеса, а при необходимости часть его возвращается по второму карданному валу на переднюю ось. Такая схема обеспечивает почти идеальную развесовку и феноменальную управляемость.

За годы производства R35 постоянно совершенствовался, появлялись экстремальные версии вроде Spec V, Egoist и Nismo. Мощность росла, а время разгона до 100 км/ч сократилось до 2,8 секунд. Двигатели для самых мощных модификаций до сих пор собираются вручную мастерами Takumi. История Nissan GT-R, самого доступного среди гиперкаров, продолжает писаться, и новые главы в ней обещают быть не менее впечатляющими.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: О спорткаре GT-R слышали, кажется, все.