Кадровый кризис в российском автопроме: АвтоВАЗ и КамАЗ нанимают рабочих из Узбекистана

Проблема нехватки персонала на ведущих автомобильных заводах России не только сохраняется, но и усугубляется. АвтоВАЗ и КамАЗ, столкнувшись с острым дефицитом рабочих рук, начали масштабный набор сотрудников среди граждан Узбекистана. В статье «Газеты.Ру» подробно разбираются причины, по которым россияне не стремятся работать на отечественных автозаводах, и анализируются пути решения кадровой проблемы.

Масштабы вакансий и поиск за пределами России

На порталах по трудоустройству открыты сотни вакансий на ключевых автозаводах страны. Так, АвтоВАЗ ищет более 100 специалистов — от рабочих специальностей до руководителей высшего звена. КамАЗу требуются сотрудники на 130 позиций, а УАЗ — на 60. Однако в моногородах, где расположены эти предприятия (Тольятти, Набережные Челны, Ульяновск), найти желающих работать на конвейере становится все сложнее.

В сложившейся ситуации предприятия вынуждены искать кадры за рубежом. Агентство внешней трудовой миграции Узбекистана официально объявило о начале организованного набора 500 своих граждан для работы на АвтоВАЗе в Самарской области. В пресс-службе автогиганта подтвердили, что для решения кадрового вопроса активно привлекаются как жители других регионов России, так и граждане стран СНГ. Это связано с необходимостью увеличения производственных мощностей.

КамАЗ также взял курс на привлечение узбекских специалистов. Компания подписала меморандум о сотрудничестве с Ташкентским государственным университетом для целевой подготовки кадров. В то же время владелец Ульяновского автозавода (УАЗ), группа «Соллерс», пока не планирует массово нанимать иностранных рабочих. В компании делают ставку на повышение производительности труда за счет оптимизации внутренних процессов и регулярной индексации зарплат для удержания существующего персонала.

Попытки решить проблему с помощью осужденных

Ранее для борьбы с кадровым голодом автозаводы пробовали и другие, менее традиционные методы. Например, на Уральском автозаводе в прошлом году трудоустроили несколько десятков осужденных за нетяжкие преступления, направленных через ФСИН. В 2023 году их число увеличилось до 100 человек в связи с расширением производства.

В середине июня 2023 года УФСИН по Самарской области сообщила о планах АвтоВАЗа по аналогичному привлечению заключенных к работе. Однако, судя по текущей ситуации, эта мера не смогла кардинально изменить положение с кадрами, что и вынудило заводы искать рабочую силу за границей.

Обратите внимание: Раллийную Шкоду за $200 тысяч нашли разобранной посреди поля.

Коренные причины кадрового кризиса

Эксперты и представители профсоюзов едины во мнении: главные причины дефицита кадров — низкий уровень заработной платы и тяжелые условия труда. Леонид Емшанов, председатель независимого профсоюза «Единство» на АвтоВАЗе, описывает ситуацию как катастрофическую. Многие рабочие вынуждены трудиться по 12 часов в сутки, включая выходные. При этом наблюдается отток инженерных кадров, чьи зарплаты не индексировались так же, как у рабочих, из-за чего на этих позициях остаются в основном сотрудники предпенсионного возраста.

Емшанов также отмечает, что в Тольятти сложилось негативное восприятие работы на заводе среди местных жителей. Горожане предпочитают искать более комфортные и лучше оплачиваемые места, что создает дополнительную проблему для АвтоВАЗа. На сборочных линиях уже можно встретить работников из республик Северного Кавказа, например, из Ингушетии.

Дмитрий Трудовой, председатель правления Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности (МПРА), подчеркивает, что зарплаты на российских автозаводах могут быть в два раза ниже, чем, например, на заводе Volkswagen в Калуге. В такой ситуации для некоторых работников даже статус безработного с пособием оказывается финансово выгоднее, чем тяжелый труд на конвейере за мизерную оплату. Кроме того, среди рабочих присутствует страх открыто бороться за повышение своих доходов.

Экспертная оценка и управленческие решения

Независимый консультант автопрома Сергей Бургазлиев обращает внимание на то, что для АвтоВАЗа с его штатом менее 30 тысяч человек привлечение 500 узбекских рабочих — значительная цифра. Скорее всего, новички будут задействованы на вспомогательных производствах, так как для работы на сборочной линии или сварочных участках требуется специальное обучение продолжительностью 2-2,5 месяца.

По мнению эксперта, кадровый кризис на заводах — это в первую очередь следствие управленческих решений и кадровой политики руководства предприятий. За исключением литейных и кузнечных цехов, условия труда на автозаводах не являются экстремально тяжелыми, а значит, ключевым вопросом остается уровень оплаты. Именно низкие зарплаты отталкивают потенциальных работников и заставляют предприятия искать выход в международном найме.

На момент публикации материала пресс-служба КамАЗа не предоставила ответа на запрос «Газеты.Ру» о причинах нехватки кадров и методах ее решения.

Михаил Лобачев

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Российские автомобильные заводы еще в начале года ощутили острый кадровый голод, такой, что рабочих пришлось искать среди зеков.