Россиянин рискнул пересечь всю страну на «запорожце»

Автомеханик из Новороссийска Михаил Шмаков приехал во Владивосток на автомобиле "Запорожец" 1984 года выпуска - ЗАЗ 968 м. Путь до столицы Приморья составил более 12 тысяч километров и занял 68 дней, бензина ушло 750 литров. Михаил рассказал «Ленте.ру», почему он выбрал этот маршрут, сложность путешествия на советском автомобиле и что его больше всего удивило в поездке.

Я решил поехать во Владивосток, потому что по этому маршруту ездит вся наша страна, плюс я с детства мечтал туда поехать, но судьба подкинула мне крутой поворот - я был во многих местах, но во Владивостоке не получилось. По пути мы также увидели озеро Байкал. Хоть я и родился в Новосибирске, но ни разу там не был - то ли денег, то ли времени не было, и в итоге оказался еще дальше от него: когда мне было 30 лет, а это 12 лет назад, я уехал для Новороссийска. Проблема была решена.

Владивосток стал городом моего детства, потому что с 15 лет я работал с мальчиками постарше, а они были водителями «праворуких» автомобилей – этот город всегда был известен и, видимо, засел в сознании детей. Ну либо Владивосток, либо Находка. И в первые годы жизни на Кубани у меня появилась шальная мысль: решу какие-то финансовые проблемы, куплю билет до Владивостока, поеду посмотреть, схожу на знаменитый авторынок "Зеленый угол", может быть, съездю в Находку, а потом куплю Запорожец, накачу ему колеса, и поеду обратно тем же путем, если что, починю по дороге.

Это была не просто фантазия, а вспышка мысли, но она осталась в моей голове. Годы шли, дела не становились лучше, и я всегда старался вести ютуб-канал по своей специальности, но сейчас можно выйти с каким-нибудь пердежным юмором или треш-контентом, и если ты пытаешься привнести что-то хорошее этому миру ты никому не нужен, иначе дорога окажется слишком тернистой и долгой. И вот была такая идея, но во Владивостоке "Казаков" в продаже вообще не было, или остались только редкие музейные экспонаты, которые для меня уже не запредельные за деньги. И я решил пойти противоположным путем, отсюда туда.

Мне захотелось развивать YouTube, решить проблемы с пребыванием во Владивостоке, и я начал думать о том, как привлечь к себе внимание. Мне не хотелось ездить на «Жигулях» — я не знал тогда, что наш народ их так любит, и решил покататься на «Запорожце» и, если что, отремонтировать его в дороге, чтобы выйти из ситуации. Думал купить тысяч за 20, но оказалось гораздо дороже и сложнее. Я тоже думал: зачем чинить этого "Казака", я его через неделю рекапитализирую, но все длилось три года, а у меня были проблемы со здоровьем из-за сердца - тьфу-тьфу, починили. Теперь я живу полноценной физической жизнью, как видите, и преодолеваю огромные расстояния на своей сломанной машине, как многие считают.

Поэтому изначально моей идеей было развивать собственный канал, но в силу воспитания, возраста и этических причин я не могу делать пердежный юмор и дрянной контент. Мне некуда было идти, но мне помогли друзья на Кубани. Я сказал им, что поеду настолько далеко, насколько у меня хватит денег, а потом напишу на листе картона: «Помогите мне добраться до моря», и мне помогли самые близкие друзья. А потом я проехал десять тысяч километров, денег осталось несколько тысяч, а осталось еще больше двух тысяч километров - и я уже в одном из видео сказал, что мы с "Казаком" заслужили лайки, комментарии и поддержку, хотя я обычно стесняюсь это говорить. И подписчики начали жертвовать деньги, это мне очень помогло: я мог снять гостиницу и нормально питаться.

Я, конечно, думал, что все относительно, и мог упустить около 10 тысяч, но дорога к стеле Владивостока обошлась мне в 140 тысяч рублей – сюда входит покупка колес, бензина и гостиницы. Общие расходы составили 240 тысяч, при условии, что я строго экономил, спал в машине или палатке.

Я сам сделал «Запорожец» ярким и запоминающимся. Купил от отчаяния, так как больше покупать было нечего - проблемы с документами. Купил я его в 2020 году, когда у нас в Краснодарском крае еще действовал строгий карантин по коронавирусу, и ждал полгода, чтобы забрать. Поработал над цветом, поправил бамперы - выглядело уже далеко не так хорошо, как сейчас. Это дело моих рук, современной химии и денег. При ближайшем рассмотрении конечно видно, что есть какие-то дырочки, сколы краски и так далее, но оно выделяется и выглядит как светлое пятно. Я специалист по ремонту автомобилей и стараюсь искать нестандартные решения - если можно что-то вырезать напильником или склеить, вместо того, чтобы месяц ждать запчасть из-за границы, я иду этим путем.

В общем, терпеть не могу отечественный автопром — это лажа. Есть анекдот: японцы пришли на автозавод, показали им, какие двигатели они делают, показали свои мастерские, и японцы сказали: «У вас очень хорошие дети». Их спрашивают: «Что вы сделали с детьми?» А они отвечают: «Да-да, у вас очень хорошие дети, но все, что вы делаете руками, — херня». Вот так я отношусь к отечественному автопрому. Я вообще ненавижу Жигули. Возможно, с ними я бы собрал большую аудиторию, ведь поклонников у них более чем достаточно, особенно в западной части нашей страны.

маршрут от Новороссийска до Владивостока составил 12 600 километров

Всего мы проехали по Запорожцу 15 400 километров. По дороге во Владивосток у меня не возникло никаких технических проблем, машина блестяще перенесла дорогу. Я только что проколол шины в Саратовской области, но здесь никто не застрахован – ни на «Запорожце», ни на «Мерседесе». И я никогда не катался ни на верёвке, ни на буксире.

Но редкость резины меня подвела. У меня была запаска, и я проехал на ней несколько тысяч километров. В больших городах таких шин не было — у меня есть определенный размер. Можно, конечно, поставить и другую, но запаска в моем Запорожце находится там, где двигатель, и если брать большего размера, то капот не закрывается. А в такой поездке, сами понимаете, он не нужен ни в салоне, ни в багажном отделении – настолько мало места. Теперь я понимаю, что взял слишком много. А то, что я брал себе – болты, инструменты – нужно было другим водителям, которые ломались, и на иномарках, и «Казаке», и я им помогал. Я спас две разбитые машины и помог бабушке и дедушке — они приехали на Кубань из Амурской области. Это было за 150 километров от Читы - я купил ему необходимые болты и отправил на попутной машине, он мне недавно звонил: отремонтировал машину. Я не просто помог, но сделал то, что от меня требовалось. И пока я искал болты, кто-то отвез его на грузовике в Иркутск и там починили.

Но в конце поездки было приключение – я поехал во Владивосток и отметил День Военно-Морского Флота. Мне там не очень понравилось - машину припарковать было негде и дорого. Но я съездил на авторынок Зеленый Угол и поехал в Уссурийск. Я провел там несколько дней, познакомился с ребятами, они предложили мне оставить машину под камерами на их производственной базе и вернуться в следующем году. Потом я остановился у автомагазина, подошел парень, мы разговорились, и он мне сказал: «Ну ты не видел диски». И он предложил нам присмотреться к Дальнегорску. А я устал, денег у меня нет, но думаю, может, не вернусь и кусаю локти. Я решил пойти, попал в плохую погоду и дождь, а за мной последовал тайфун, всю тайгу смыло. А потом я пробыл в Дальнегорске несколько дней, пообщался с людьми, съездил на экскурсии и вернулся. Ночью затопило Уссурийск, пострадала и база, где я должен был покинуть «Запорожец» — там было четыре метра воды. Мне жаль ребят, все испорчено.

Обратите внимание: Среднему россиянину придётся копить на такую машину много лет.

Двое суток не могли туда добраться, вода была по пояс. Предложили оставить меня на другой базе.

В тайге «Запорожец» начал ломаться — вытекло масло, перерасход бензина, вышла из строя электроника. Мне удалось устранить утечки, но не удалось починить электронику. Я мог бы и смог бы, но я очень устал, и мой мозг не мог нормально соображать, так что возвращаться к этому не было возможности - на этом состоянии я бы закончил все свои хорошие впечатления. Так что «Казак» остался в Уссурийске до следующего года, потом планирую продолжить путешествие.

ГИБДД тоже сбавила ход - сначала на границе Ставропольского края и Калмыкии меня остановили и оштрафовали за непристегнутый ремень безопасности. Но правила есть правила: ремни безопасности есть, и по закону я должен их пристегивать. После этого я начал пристегиваться ремнем безопасности, но не столько из-за штрафа, сколько из-за шанса выжить. Второй раз меня остановили в Саратовской области по страховке, но застраховать эту машину я не могу - она ​​1984 года выпуска, а онлайн-программы не допускают машины даже с 2000-х годов и выше, ездить и ругаться не хотелось.

Не скрою – я очень устал за это время. По дороге во Владивосток я всего один раз остановился в общежитии в Хабаровске, а потом спал либо в машине, либо в палатке. В Забайкалье я спал в машине, потому что там было ужасно жарко, а в такую ​​жару горит тайга, ягоды не зреют, и поэтому медведи ночью выходят в деревню. И все меня об этом предупреждали, чтобы я не думал о ночевке в палатке. Хотя в Еврейской автономной области спать в машине я уже не мог и спал в палатке под мостом, у реки. Я разговаривал с местным жителем, он сказал мне, что видел маленького гималайского медвежонка, но меня это уже не волновало, я просто хотел нормально лежать. И нужен ли был я этому медведю? Так я проснулся несъеденным. Ну, есть еще уссурийские тигры - жалуются жители, хотя летом от них никакой беды нет, а зимой они приходят и дерутся с собаками. Но в них нельзя стрелять. Местные жители Амурской области также говорят, что основная пища тигра – кабан, а несколько лет назад из-за чумы поголовье кабана сократилось и есть было нечего. Так что тигр не виноват, ему просто нечего есть. Потом к опасностям добавились акулы – я не успел прийти, и местный житель сказал мне: «Иди туда с палаткой, но ночью не купайся, мы ночью акулу видели». А плавник я увидел, когда гостеприимный мужчина взял меня на лодку и повез на рыбалку. Но это оказалась сельдевая акула, маленькая и неопасная для человека.

Никаких специальных остановок в городах у меня не было - я проходил через них, когда искал отель, но, например, в Оренбурге получилось, что я ехал через центр. Город мне понравился – он оказался большим, аккуратным и чистым, я увидел его по-другому. Новосибирск - мой родной город, не скажу о нем ничего плохого или хорошего - иногда я приезжал самолетом и мне туда не обязательно ехать, я все знаю. Единственный город, который давал мне энергию и не отнимал ее, это Благовещенск и его жители.

Я часто получаю негативные комментарии по поводу моего мнения или моих видео, но не вижу смысла кому-то что-то доказывать, всегда найдутся недовольные. Видео снимаю на ходу, не всегда успеваю их правильно сформулировать, но в Голливуд не стремлюсь, да и правда, людям еще не надоела мишура? Я показываю тебе настоящие чувства, настоящий путь и жизнь.

У нас в Калмыкии произошла ситуация, когда водитель грузовика на встречной полосе повел себя некорректно. По правилам, если посмотреть, я ошибся, но с человеческой точки зрения - если ты едешь на большом грузовике, ты видишь вот этого маленького "Казачка". Я понимал, что растерялся, моя машина не могла быстро разгоняться или быстро останавливаться, как современная, но я также понимал, что если пойду направо, то врежусь в стоящую машину. Я напрягся изо всех сил и решил пойти. Грузовик наконец пропустил две большие машины, но моего маленького «казачка» уже не было — он выехал на встречную полосу и, уже приближаясь ко мне, повернул руль ко мне, чтобы кабина поехала в мою сторону. Например, в комментариях его много хвалили.

Самые большие впечатления остались от общения с людьми, особенно в Приморском крае. «Запорожец» повсюду вызывал настоящую радость. Выхожу на заправке или еще где - люди подходят, разговаривают, фотографируются и все такое. В Уссурийске меня тоже все узнавали, даже без машины - захожу в магазин, девушка спрашивает: "Это ты?" И отношение хорошее - стоишь на дороге или на заправке, люди подъезжают, разговаривают, жмут руки и дают тебе денег - даже не просят. Или в комментариях написали пойти в такую-то автошколу в Дальнегорске. Ну, я зашёл, меня встретили, напоили, накормили, подарили сувениры и деньги, расспросили о моих планах, водили на экскурсию по местам моего детства, куда мы с дедушкой заходили Запорожец. Там был маяк, но я туда не пошел — решил, что не стоит рисковать.

У каждого человека был положительный опыт. Понятно, что те, кто не хотел общаться, прошли, но за те три года, что я планировал эту поездку, я такого не ожидал. И у меня даже нет времени общаться со всеми лично, а это отнимает много времени и сил, но я не жалуюсь - все позитивные, с хорошим настроем, мне просто не хватает концентрации. И так стоим и разговариваем до последнего момента.

В Калмыкии я много гулял по Элисте, фотографировался, реакции не было, а в селе зашел за водой - мужчина отвел меня в кафе, угостил и так далее. Неважно, какой национальности или в какой части страны, везде есть хорошие люди всех вероисповеданий. В Приморском крае я встретил две машины жителей Ставрополья, они меня тепло встретили, а на базе отдыха подошел еще один человек. Меня только что подобрал с дороги человек недалеко от Находки, в бухте Шкотово. Я хотела разбить палатку, но он сказал: «Не получится», отвел меня к себе и угостил деликатесами из морепродуктов.

Обратный путь был трудным – купить билеты на самолет летом не так-то просто, да и с экономикой не очень хорошо, но эту проблему удалось решить. Я доехал на электричке до Владивостока, до аэропорта, прилетел в Сочи, а оттуда на автобусе до Новороссийска, ехал целый день.

В идеале было бы найти нормальную поддержку, сделать необходимые документы и отправиться с "казаком" в кругосветное путешествие, но это опять же дурак, который богатеет мыслями. Я думал, что поеду в Китай и поеду дальше, а потом вернусь на Черноморское побережье - это была моя фантазия, но потом оказалось, что в Китае есть Уйгурский автономный район, где есть военная зона, и в Чтобы пройти через них, к вам прикрепляется местный агент КГБ, которого вы все время поддерживаете. Мои друзья рассказали, что поездка на двух машинах обошлась им в 10 тысяч долларов за машину. Для меня это нереально. Познакомился в Дальнереченске с семьей, путешествующей на автодоме – они ехали из Владивостока, а я из Хабаровска. Эти люди рассказали, что с российской стороны могут въезжать только грузовики со специальными паспортами, а легковые машины вообще не пропускают. Обойти их никак нельзя, иначе можно просто поехать в Улан-Удэ и поехать в Монголию, а потом вернуться в Россию через Республику Алтай. Это не самый интересный маршрут. Не знаю, сколько стоят другие маршруты, и это все чистая фантазия, но мое путешествие тоже началось как фантазия.

Майя Гавашели

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Россиянин рискнул пересечь всю страну на «запорожце».