История электромобиля уходит корнями не в современную эпоху борьбы за экологию, а в далекое прошлое — почти на два столетия назад. Интересно, что тогда об экологических проблемах никто не задумывался, а движущей силой развития были чисто технические амбиции и поиск новых решений для транспорта.
Как это часто бывает с великими изобретениями, авторство первого электромобиля оспаривается разными изобретателями. Однако историки сходятся в одном: первые шаги в этом направлении были сделаны очень давно, и электрический транспорт — отнюдь не новинка нашего времени.
Электромобили в XIX веке: первые шаги
Еще в 1828 году венгерский физик Аньос Иштван Едлик создал тележку, приводимую в движение собственным электродвигателем. Это был один из первых практических опытов. Вскоре, в начале 1830-х годов, шотландец Роберт Андерсон представил карету, работавшую на одноразовых гальванических элементах (прообразах современных батареек). А в 1834 году американский кузнец Томас Дэвенпорт из Вермонта построил самоходную платформу, которая могла питаться от стационарной электрической сети.

Настоящий прорыв в развитии электромобилей стал возможен благодаря изобретению в 1859 году французским физиком Гастоном Планте свинцово-кислотного аккумулятора. Этот тип батареи стал основой для накопления энергии. Двадцать лет спустя его соотечественник, Камиль Альфонс Фор, значительно усовершенствовал конструкцию аккумуляторов, повысив их емкость и надежность, а также разработал методы для их промышленного производства, что открыло путь к более широкому применению.

В 1881 году другой французский инженер, Гюстав Труве, вывел на улицы Парижа свой трехколесный электромобиль, который сегодня официально признан первым в мире. Его творение могло развивать скорость до 12 км/ч и преодолевать на одном заряде около 26 километров. Любопытно, что этот электрический экипаж появился на четыре года раньше, чем первый автомобиль с бензиновым двигателем, созданный Карлом Бенцем в 1885 году.

Расцвет и рекорды на рубеже XIX-XX веков
На заре автомобильной эры будущее, казалось, принадлежало именно электромобилям. Они пользовались спросом не только у частных лиц, но и начали применяться в коммерческих целях. Яркий пример — 1897 год, когда изобретатель Уолтер Чарльз Берси построил целый парк из 75 электрических кэбов для службы такси в Лондоне.

Современные гонки электромобилей имеют глубокие исторические корни. Первым автомобилем, официально преодолевшим рубеж в 100 км/ч, был именно электрокар. Хотя дата этого события (29 апреля или 1 мая 1899 года) в разных источниках указывается по-разному, факт остается неизменным. Бельгийский гонщик Камиль Женаци на своем обтекаемом электромобиле с двумя моторами мощностью 67 л.с. разогнался в пригороде Парижа Ашере до скорости 105,882 км/ч.
Достижению предшествовали несколько неудачных попыток, из-за которых машина и получила свое знаменитое ироничное прозвище «La Jamais Contente», что переводится как «Вечно недовольная».

Говоря о технических инновациях того времени, нельзя не упомянуть раннюю работу Фердинанда Порше. Молодой инженер, нанятый компанией Lohner, в 1898 году создал революционный прототип Lohner-Porsche. Его уникальность заключалась в использовании мотор-колес — электродвигателей, встроенных непосредственно в ступицы колес. Эта схема, популярная и в современных электромобилях, была невероятно передовой для своего времени.
Конструкция оказалась настолько удачной, что сразу привлекла внимание. Первый заказ поступил от британца по фамилии Харт, который потребовал внести в конструкцию серьезные изменения. Модифицированный автомобиль был представлен в декабре 1900 года на Парижском автосалоне под гордым именем «Toujours Contente» («Всегда довольная»), как бы в противовес рекордной машине Женаци.

Однако прогресс имел свою цену: только аккумуляторы для этого гибрида весили 1,8 тонны, а стоимость автомобиля достигала 15 000 австрийских крон. Несмотря на это, клиент остался доволен и в итоге заказал еще одну, полноприводную версию.
Упадок и причины победы двигателя внутреннего сгорания
Несмотря на яркие успехи, уже в первой четверти XX века электромобили начали стремительно терять популярность. Хотя рекордсмены и демонстрировали высокие скорости, серийные модели для повседневного использования оставались тихоходными, их максимальная скорость редко превышала 35 км/ч.
Главными недостатками стали ограниченный запас хода и практически полное отсутствие зарядной инфраструктуры за пределами городов. В то же время мир менялся: дорожная сеть развивалась, открытие крупных месторождений нефти сделало бензин дешевым и доступным, а главный удар нанес Генри Форд, запустив конвейерное производство. Его Model T стала символом доступности автомобиля для среднего класса.
Электромобили же, напротив, дорожали. К 1912 году аналогичная по мощности электрическая модель стоила почти в два раза дороже бензиновой. В результате к 1930-м годам из сотен производителей электромобилей на рынке остались лишь единицы.
Неожиданное возрождение: от Луны до наших дней
Однако идея электромобиля не умерла. Порой один яркий проект может переписать историю. Таким событием стала лунная миссия «Аполлон-15» в июле 1971 года. Лунный ровер NASA стал первым пилотируемым транспортным средством на другом небесном теле, и он был электрическим.

Как и в инновационном Lohner-Porsche, в каждом из четырех колес ровера был собственный электродвигатель. При этом весь аппарат весил всего 210 кг и питался от двух серебряно-цинковых аккумуляторов. Этой энергии хватило, чтобы установить лунный рекорд скорости в 18 км/ч и доказать надежность электрической тяги в самых экстремальных условиях. Этот эпизод стал символическим мостом между славным прошлым и современным ренессансом электромобилей, который мы наблюдаем сегодня.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Судя по всему, от электромобилей нам с вами уже не отвертеться.
