Рынок параллельного импорта автомобилей в России демонстрирует активный рост. По данным агентства «Автостат-Инфо», в июле 2023 года было зарегистрировано свыше 15 тысяч машин, ввезенных по этой схеме, что на 15% больше, чем месяцем ранее. За первые семь месяцев года общий объем таких регистраций превысил 75,5 тысяч единиц. В результате на долю параллельно импортированных иномарок теперь приходится 14% от всего зарегистрированного в стране объема новых автомобилей.
Лидеры спроса и логика выбора
Несмотря на уход с российского рынка многих официальных брендов, потребительский интерес к проверенным маркам остается высоким. Лидерами спроса в сегменте параллельного импорта традиционно являются японские и корейские производители, такие как Toyota, Kia и Hyundai. Владимир Попов, президент группы компаний «Фаворит Моторс», объясняет эту тенденцию: основные китайские бренды уже представлены через официальных дилеров, в то время как японские и корейские марки, обладая устоявшейся репутацией, не требуют дополнительных маркетинговых затрат для привлечения покупателей.
Что касается европейских марок, то их импорт сопряжен со значительными сложностями, включая санкционные ограничения и серьезные проблемы с поставками запчастей, что делает эту нишу менее привлекательной как для дилеров, так и для конечных потребителей.

Популярные модели и утилитарный подход
Спрос сосредоточен на проверенных моделях, преимущественно кроссоверах. В топе популярности находятся Kia Sportage, Hyundai Tucson, Hyundai Santa Fe и Toyota RAV4. В пятерку лидеров также входит седан Toyota Camry. По словам Арарата Мардояна, основателя компании «Автотастер», выбор в пользу кроссоверов сегодня продиктован не столько субъективными предпочтениями, сколько экономической целесообразностью. На фоне высоких затрат на логистику и таможенное оформление большие автомобили оказываются выгоднее компактных моделей, что и формирует текущую структуру спроса.
Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.
Будущее параллельного импорта под вопросом
Однако эксперты сходятся во мнении, что период активного роста параллельного импорта, вероятно, подходит к концу. Ключевым сдерживающим фактором стало повышение с 1 августа 2023 года ставок утилизационного сбора, что сделало ввоз массовых автомобилей по этой схеме крайне невыгодным. Олег Мосеев, руководитель проекта «Автомаркетер», полагает, что в новых условиях параллельный импорт будет в первую очередь обслуживать потребности премиального сегмента, где цены еще могут конкурировать с предложением от китайских брендов. Для массового рынка легальный импорт юридическими лицами становится практически невозможным, а частные схемы ввоза не смогут обеспечить прежних объемов.
Дополнительным вызовом становится сокращение каналов поставок. Как сообщал «Коммерсант FM», некоторые страны, например Грузия, уже ввели запреты на реэкспорт в Россию автомобилей европейского и американского производства. Не исключено, что и другие государства последуют этому примеру, что еще больше ограничит возможности для параллельного импорта в будущем.
Владимир Расулов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Параллельно импортированные машины увеличили долю на российском рынке.

