Расцвет и закат: как Бельгия потеряла свой великий автопром

В 1920-1930-е годы Бельгия была настоящей автомобильной державой: на её территории работало более 150 производителей, а три четверти выпущенных машин отправлялись на экспорт. Это объяснялось высоким качеством и инновационностью бельгийских автомобилей, которые пользовались спросом даже среди европейских монархов и ближневосточных правителей.

Однако после Второй мировой войны отрасль начала стремительно терять позиции, и к 196-м годам национальный автопром практически исчез. Сегодня о былом величии напоминают лишь несколько мелких компаний, выпускающих штучные спортивные автомобили. Последний крупный сборочный завод Ford в Генке закрылся в 2014 году, поставив точку в промышленной эпохе.

Гордость Бельгии: взлёт и падение FN

Одним из флагманов бельгийской инженерии была компания Fabrique Nationale de Herstal (FN), основанная в 1889 году. Начав с производства огнестрельного оружия, в 1900 году компания выпустила свой первый автомобиль — FN Spider. Это была простая двухцилиндровая «безлошадная повозка», но всего через пять лет FN представила модель Typ 30-40 с четырёхцилиндровым двигателем, которая завоевала расположение короля Бельгии Леопольда II и персидского шаха.

Компания FN славилась своими передовыми разработками. Например, модель Typ 2700, появившаяся перед Первой мировой, имела централизованную систему смазки подвески. После войны её модификация получила электростартер и электрические фары. В 1923 году двухместный родстер FN 1300S обзавёлся тормозами на всех колёсах — редкая для того времени инновация. А в 1933 году FN первой в Бельгии начала выпускать автомобили с цельнометаллическим кузовом (модель FN 42 Prince Baudouin) и экспериментировала с аэродинамическими формами.

Мировой экономический кризис 1930-х, а затем и немецкая оккупация в 1940 году, вынудили компанию переключиться на производство грузовиков и мотоциклов для Вермахта. После войны FN так и не вернулась к выпуску легковых автомобилей, сосредоточившись на мотоциклах, грузовиках и троллейбусах, но без прежнего успеха. К 1965 году производство всей этой техники было свёрнуто, и компания полностью вернулась к своему первоначальному профилю — изготовлению оружия, которое и обеспечивало ей стабильный доход.

Империя, которая не устояла

Другой знаковой маркой была Imperia, основанная в Льеже в 1904 году. К 1910 году её завод выпускал по 30 автомобилей в день. Компания росла не только за счёт собственных разработок, но и путём поглощения конкурентов: Springuel (1912), Metallurgique (1927), Excelsior, Nagant (1929) и, наконец, активы второго по величине производителя Minerva в 1934 году.

Несмотря на трудности, Imperia продолжала выпускать спортивные автомобили. Последней самостоятельной разработкой стал родстер Imperia TA-8 (1948-1949) с двигателем 1.3 литра и скоростью до 120 км/ч.

Война и реквизиция заводов немцами нанесли серьёзный удар. После войны Imperia не смогла восстановиться. Выпуск лицензионного английского Standard Vanguard не спас положение, и в 1958 году компания прекратила существование. Интересно, что бренд был возрождён в 2012 году, и новая компания представила гибридное ретро-купе Imperia GP с турбодвигателем и электромотором. Однако сегодня это лишь мелкосерийное производство в Льеже, не идущее ни в какое сравнение с масштабами прошлого.

Обратите внимание: Одна из беднейших стран готова помочь российскому автопрому.

Трагикомичный конец Minerva

Компания Minerva, начавшая с велосипедов и мотоциклов, к 1904 году стала производителем роскошных и технически совершенных автомобилей. Её клиентами были королевские семьи Бельгии, Норвегии и Швеции. Даже Генри Форд отмечал высокий уровень их машин. Кабриолет Minerva 8 AL с кузовом от американского ателье успешно конкурировал с Rolls-Royce и Cadillac.

Финансовый кризис 1930-х и слияние с Imperia ослабили компанию. После войны Minerva отказалась от собственных разработок и начала выпуск внедорожника Land Rover по лицензии. Бельгийские инженеры внесли в конструкцию ряд улучшений, что привело к конфликту с британским партнёром.

Разгневанные англичане разорвали соглашение, и Minerva, лишившись последнего источника дохода, закрылась в 1956 году. Так закончилась история бренда, который когда-то был символом роскоши и инженерного искусства.

Наследник славы: Gillet

Сегодня о бельгийском автопроме напоминает, пожалуй, только компания Gillet, основанная в 1992 году гонщиком Тони Жилле. С 1994 года она производит спортивный автомобиль Gillet Vertigo с карбоновым кузовом. Последняя модификация Vertigo.5 Spirit оснащается двигателем Maserati V8.

Хотя проект коммерчески не слишком успешен, в автоспорте Gillet Vertigo трижды выигрывал чемпионат FIA GT, доказывая, что бельгийский дух инноваций и стремления к победе ещё жив. Это скромное, но достойное наследие великой автомобильной эпохи, которая осталась в прошлом.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Cто лет назад Бельгия имела вполне конкурентоспособный автопром, от которого в наши дни остались лишь воспоминания.