В двадцатые-тридцатые годы прошлого века в Бельгии действовало более полутора сотен автопроизводителей, и три четверти бельгийских автомобилей шли на экспорт. И это неудивительно, ведь многие из них были передовыми для своего времени, и их заказывали для своих гаражей королевские семьи Европы и правители Ближнего Востока.
Но так получилось, что после Второй мировой войны бельгийские автопроизводители начали сдавать позиции, и в шестидесятых годах бельгийский автопром заглох. Сегодня лишь пара крохотных компаний производит спортивные автомобили ручной сборки в небольших количествах (последний полноценный автосборочный завод Ford в городе Генк закрылся в декабре 2014 года). А ведь когда-то иметь бельгийский автомобиль было очень престижно...
Гордость Бельгии
Сто лет назад гордостью Бельгии была Fabrique Nationale de Herstal или Компания ООН. С момента своего основания в 1889 году компания производила первоклассные пистолеты, а в 1900 году выпустила первый автомобиль FN Spider. Простая «безлошадная повозка» оснащалась двухцилиндровым двигателем мощностью 2,5 лошадиных силы объемом 0,8 литра, цепным приводом и выглядела как типичный «беспилотный экипаж», как и многие ранние автомобили. Но пять лет спустя ООН выпустила модель Typ 30-40 с четырехцилиндровым двигателем, которая привлекла внимание сильных мира сего и обосновалась в гараже короля Бельгии Леопольда II и персидского шаха Мозаффердина Каджара.
Впоследствии компания FN разработала передовые для своего времени модели, не уступающие машинам, изготовленным в те годы в Германии, Франции или Англии. Например, появившийся перед Первой мировой войной FN Typ 2700 имел централизованную смазку элементов подвески, а послевоенная модификация этой модели получила электростартер и электрические фары.
Появившийся в 1923 году двухместный родстер FN 1300S имел тормоза всех колес, что было весьма прогрессивным для того времени решением. В 1933 году компания FN первой из бельгийских автопроизводителей начала выпускать автомобили с цельнометаллическим закрытым кузовом (модель FN 42 Prince Baudouin), а одновременно начала экспериментировать с аэродинамическими кузовами, став чуть ли не пионером этого направления в Европе. Экономический кризис начала тридцатых годов сильно осложнил положение компании, в связи с чем она была вынуждена переключиться на производство грузовиков, а вскоре, после немецкой оккупации Бельгии в 1940 году, на производство мотоциклов для Вермахта.
После войны ООН не производила легковые автомобили, а выпускала те же мотоциклы, грузовики, а затем и троллейбусы. Однако особых успехов на этом поприще бельгийская компания не добилась, и в 1955 году производство троллейбусов было прекращено, через десять лет – грузовиков, а затем и мотоциклов. Единственное, что давало компании стабильный доход и хорошую прибыль, — это производство оружия, и бельгийцы полностью сосредоточились на этом виде деятельности, навсегда завершив автомобильную главу в своей истории.
Возрожденная «Империя»
В 1904 году в Льеже была основана компания Imperia, одна из самых известных бельгийских автомобильных компаний. Ее основал Адриен Пьедбеф, ранее работавший в металлургической промышленности и имевший опыт производства велосипедов и мотоциклов. В 1906 году под руководством инженера Пауля Хенце, «перевербованного» из Германии, был выпущен первый автомобиль, а затем модельный ряд вырос до четырех вполне респектабельных для того времени моделей. К 1910 году на заводе «Империя» работало более трехсот рабочих, ежедневно собиравших 30 автомобилей.
Даже испытывая серьезные проблемы, «Империя» продолжала выпускать спортивные автомобили. Последняя самостоятельная разработка компании, родстер Imperia TA-8, оснащался 1,3-литровым двигателем мощностью 45 л.с., трехступенчатой механической коробкой передач и разгонялся до 120 км/ч. Автомобиль выпускался всего один год, с 1948 по 1949 год.
Кроме того, Империя прославилась своим своеобразным устранением конкурентов и активно поглощала других бельгийских автопроизводителей. В 1912 году Империя «съела» компанию Springuel, затем, в 1927 году, поглотила одного из главных конкурентов Metallurgique, попутно «кусав» Exelsior, а через два года была поглощена компания Nagant – да, именно благодаря тому, что Слово «Наган» стало в России нарицательным. Наконец, в 1934 году Imperia приобрела активы второго по величине бельгийского производителя автомобилей Minerva. А вскоре началась Вторая мировая война и производственные мощности «Империи» были реквизированы немцами.
Imperia была возрождена в 2012 году и также первой разработала спортивный автомобиль — гибридное ретро-купе Imperia GP. Гибридная силовая установка автомобиля состоит из 208-сильного турбомотора и 163-сильного электромотора. На покорение первой сотни уходит 4 секунды, максимальная скорость — 216 км/ч.
После окончания войны бельгийская компания не смогла вернуться на былые высоты. В 1947 году была выпущена последняя машина собственной разработки - Империя ТА-8, в 1948 году началось лицензионное производство английского Standard Vanguard, но это не помогло - Империя впала в полукоматозное состояние и прекратила свое существование в 1958 году. Правда, в 2012 году бренд Imperia возродили, и даже был разработан первый автомобиль возрожденной марки — гибридное ретро-купе Imperia GP.
Обратите внимание: Одна из беднейших стран готова помочь российскому автопрому.
Конечно, речь не идет о прежних объемах производства, этот гибридный автомобиль производится на небольшом заводе в Льеже ограниченным тиражом.Судьба «Минервы»
Не менее интересна судьба другого крупного бельгийского автопроизводителя — Societe Anonyme Minerva Motors. С 1897 года Minerva выпускала велосипеды, через три года начали выпускать мотоциклы, а еще через два года – автомобили. К 1904 году Минерва разработала ряд успешных моделей, имевших успех не только в Бельгии, но и в других странах. Более того, Чарльз Роллс, будущий сооснователь Rolls-Royce, некоторое время продавал автомобили Minerva в Англии, отмечая их высокое качество и инновационные технические решения. Однако это оценил не только он, но даже сам Генри Форд, назвавший автомобили Minerva одними из самых технически совершенных. Кроме того, модели Minerva имели роскошный интерьер, поэтому ими пользовались представители королевских семей Бельгии, Норвегии и Швеции.
Кабриолет Minerva 8 AL с кузовом от американского ателье Rollston успешно конкурировал с автомобилями Rolls-Royce, Packard, Duesenberg и Cadillac тридцатых годов. Автомобиль отличался очень мягким ходом и тихим восьмицилиндровым двигателем объемом 6,6 литра, мощностью 130 л.с. В наши дни цена этого автомобиля может достигать 1 миллиона долларов.
Во время Первой мировой войны Minerva перенесла производство в Голландию, где в основном производила бронетехнику. После войны производство автомобилей класса люкс возобновилось и бельгийская компания вышла на американский рынок, где успешно конкурировала с Rolls-Royce. Зачастую богатые американцы предпочитали бельгийские автомобили британским, которые были столь же технически совершенны, но дешевле. Финансовый кризис, разразившийся в начале тридцатых годов, нанес Minerva нокаутирующий удар, после чего компания была вынуждена объединиться с Imperia. Некоторое время «Минерва» держалась на плаву, но в 1940 году немцы оккупировали Бельгию и использовали заводы «Минерва» для нужд Вермахта. После войны Minerva отказалась от разработки собственных моделей и начала производство внедорожника Land Rover 80 по партнерскому соглашению с компанией Rover.
Minerva, выпускавшаяся по лицензии Land Rover, отличалась от своего английского аналога покатыми передними крыльями и другими модификациями. Что-то британцам очень не понравилось.
История Минервы закончилась хоть и печально, но в то же время анекдотично. Имея хороший инженерный состав, Минерва внесла ряд изменений в конструкцию Land Rover, что привело британцев в ярость и вызвало судебные разбирательства. Как бельгийцы. победили! Обиженные до глубины души англичане не смогли этого простить и разорвали все отношения с бельгийской компанией. Лишившись партнера и собственных моделей, «Минерва» прекратила свое существование в 1956 году.
Все еще жив
Самым ярким представителем современного независимого бельгийского автопрома является Жилле. Основанная в 1992 году автогонщиком Тони Жилле, участником двух ралли Париж-Дакар, небольшая компания с 1994 года производит единственный спортивный автомобиль Gillet Vertigo. Изначально Тони Жилле хотел построить автомобиль для гонок, но сертифицированный для публики дороги. И ему это удалось. Двухместный спорткар имеет полностью карбоновый кузов, весит от 950 до 990 кг в зависимости от модификации и на протяжении всей своей долгой истории оснащался разными двигателями.
Последняя модификация Gillet Vertigo.5 Spirit получила 4,2-литровый Maserati V8 мощностью 420 л.с и шестиступенчатую секвентальную коробку передач. Gillet Vertigo оказался убыточным проектом, особого интереса со стороны покупателей к машине не было, но в мире автоспорта бельгийский спорткар добился больших успехов, трижды выиграв чемпионат FIA GT Championship, и хорошо выступив в другие гоночные серии. Судя по всему, спортивный успех значит для Тони Жилле больше, чем коммерческий успех его спортивного автомобиля. И хотя в Бельгии уже давно нет своего национального автопрома, как и в двадцатых-тридцатых годах прошлого века, бельгийские автомобили до сих пор одерживают победы на гоночных трассах.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Cто лет назад Бельгия имела вполне конкурентоспособный автопром, от которого в наши дни остались лишь воспоминания.