Супертанкеры для перевозки нефти
Бурное развитие нефтедобычи и нефтепереработки привело к созданию супертанкеров, самые крупные из которых были построены в 70-80-х годах прошлого века. Но они очень быстро стали достоянием истории, так как их гигантские размеры не позволяли им пройти через Суэцкий и Панамский каналы, что сводило на нет другие их преимущества.
На смену им пришли довольно скромные по меркам конца ХХ века танкеры, которые до сих пор продолжают впечатлять своими размерами. Сегодня крупнейшими перевозчиками нефтепродуктов считаются четыре супертанкера класса TI: TI Europe, TI Asia, TI Africa и TI Oceania.
На момент постройки стоимость каждого корабля составляла около 90 миллионов долларов. Отличительной особенностью этих кораблей была особая, отражающая солнце белая окраска, из-за чего танкеры получили неофициальное прозвище «Белые слоны». Кроме того, эти танкеры получили двойной корпус, чтобы избежать разлива нефти в случае столкновения с другим судном или в случае посадки на мель.
Разработчики оснастили резервуары автоматической системой заправки инертным газом, которая будет вытеснять пары масла из резервуаров и предотвращать их возгорание. Как известно, пары нефтепродуктов неоднократно вызывали пожары на танкерах и приводили к тяжелым последствиям, вплоть до гибели судна.
В отличие от гигантских, чудовищных супертанкеров конца прошлого века, таких как Batillus или Knock Nevis, танкеры класса TI имеют более скромные размеры: длина – 380 метров, ширина – 68 метров, осадка – 24,5 метра, водоизмещение в снаряженном состоянии – 509 500 тонн. Из-за своих размеров эти танкеры не могут пересечь Панамский канал, но могут пройти через Суэцкий канал частично загруженными. Главное, чтобы осадка не превышала 19 метров.
Несмотря на внушительные размеры, танкеры оснащены довольно скромными судовыми дизелями мощностью 50 220 л.с.В загруженном состоянии они развивают максимальную скорость 30 км/ч. Изначально планировалось, что «Белые слоны» будут эксплуатироваться 25 лет, однако уже в 2017 году все супертанкеры были переоборудованы в стационарные нефтехранилища, базирующиеся в Катаре, Малайзии и Сингапуре. В этом качестве они прослужат еще какое-то время и, судя по всему, вряд ли будут использованы по назначению в будущем.
Контейнеровозы-гиганты
Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering уже давно специализируется на строительстве крупных судов и, помимо танкеров класса TI, строит еще и крупнейшие контейнеровозы. Причем строит он их довольно большой серией.
В 2015 году швейцарско-итальянская судоходная компания Mediterranean Shipping Company (MSC) получила от Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering первый суперконтейнеровоз MSC Oscar стоимостью 140 миллионов долларов.
На данный момент суда этого класса являются крупнейшими контейнеровозами в мире. Их длина — 395 метров, ширина — 59 метров, осадка — 16 метров, водоизмещение — 197,3 тысячи тонн.
Контейнеровозы оснащены дизельным двигателем MAN мощностью 83 800 л.с и могут развивать скорость до 42 км/ч. Суда могут принять на борт 19 224 стандартных 20-футовых контейнера, из них 1800 — рефрижераторы, подключенные к бортовой электрической сети контейнеровоза.
Благодаря развитой автоматизации экипаж на кораблях составляет всего 35 человекНесмотря на гигантские размеры и более спокойную качку, море все же часто берет с этих гигантов своеобразную дань. Тогда в начале прошлого года в Северном море контейнеровоз MSC Zoe попал в сильный шторм у берегов Нидерландов и потерял 342 контейнера. Некоторые из них затонули, а другие были выброшены штормом на голландский берег. Но такие случаи – скорее исключения из правил, но даже такие гигантские корабли не застрахованы от разного рода неожиданностей.
Уникальный лихтеровоз
В начале восьмидесятых годов прошлого века в СССР был разработан проект уникального корабля — атомного ледокола-контейнеровоза (лихтеровоза) «Севморпуть». Строительство этого во всех отношениях необыкновенного корабля началось в 1982 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи и завершилось в 1988 году.
Другого такого корабля в мире нет, и вряд ли когда-нибудь в обозримом будущем кто-то решит строить подобные корабли.
Главным преимуществом более легкого транспортера является возможность самостоятельного плавания во льдахНапротив, «Севморпуть» способен преодолевать лед толщиной до метра.
Еще один плюс – неограниченный ассортимент и экологичность. Во всем остальном это очень компромиссный корабль. В отличие от обычных контейнеровозов, он принимает на борт не так много контейнеров – всего 1324.
Строительство корабля с учетом атомной силовой установки мощностью 39 435 л.с влетело в копеечку, особенно если сравнивать цену с контейнеровозами аналогичных размерений и водоизмещения. Способность преодолевать лед – это, конечно, главный козырь, особенно при действиях в северных морях. Но плавать по Северному морскому пути круглый год корабль не может, так как толщина льда зимой превышает полтора и даже два метра.
Обратите внимание: Новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году.
То есть лихтеровоз, как и любое другое судно, не может в таких условиях обойтись без поддержки ледокола.Тем не менее, этот уникальный корабль вписал свое имя в историю не только советского, но и мирового судостроения, ведь, кроме Советского Союза, ни одна страна не строила атомные ледоколы с лихтеровозами. А Советский Союз смог построить достаточно крупный корабль водоизмещением 61 000 тонн, длиной 260 метров, шириной 32 метра и осадкой 11,8 метра.
Несмотря на не самую мощную силовую установку и всего один винт, «Севморпуть» может разгоняться до вполне приличных 38 км/ч. В случае проблем с АЭС «Севморпуть» может перейти на запасной дизель, что позволяет ему пройти 9600 километров с полными топливными баками.
В 2013 году из-за низкой коммерческой рентабельности «Севморпуть» планировалось вывести из эксплуатации, но этого не произошло, и в следующем году корабль прошел модернизацию, расширившую круг выполняемых задач. Ожидается, что срок службы уникального атомохода-лихтера составит около 35-40 лет, а это значит, что «Севморпуть» будет находиться в эксплуатации как минимум до середины двадцатых годов.
Для добычи и переработки
Prelude FLNG — это несамоходная платформа по добыче и переработке газа, что видно из названия FNLG — Floating Liquetied Natural Gas Platform. Это уникальное судно стоимостью более 12 миллиардов долларов было спроектировано и построено по заказу энергетической компании Royal Dutch Shell.
В середине 2000-х годов у берегов Австралии было открыто огромное газовое месторождение Прелюд, а вскоре рядом с ним обнаружили еще два крупных месторождения. Просчитав возможный риск и прибыль, топ-менеджеры Royal Dutch Shell решили построить уникальный корабль-платформу, который будет самостоятельно добывать газ, сжижать его и хранить.
Одна только разработка месторождения «Прелюд», по расчетам, заняла бы более 25 лет, а это автоматически означало рентабельность проекта, хотя затраты на разработку и постройку корабля были непомерно высокими. Авианосцы с атомными силовыми установками стоят более 12 миллиардов долларов, а у Prelude FLNG вообще нет двигателей. Вернее, он оснащен тремя двигателями Rolls-Royce общей мощностью 6700 л.с., которые используются исключительно для маневрирования корабля в сложных погодных условиях.
Разработчики уверяют, что корабль останется на точке добычи газа даже во время тропических ураганов, когда скорость ветра может превышать 50 м/сЧто ж, волны высокобортного гиганта водоизмещением 600 000 тонн, длиной 488 метров, шириной 74 метра и высотой 105 метров не особо страшны. Экипаж корабля-платформы составляет 240 человек, которые работают вахтовым методом. Для доставки людей и других грузов используется специальный корабль, «прикрепленный» к Prelude FLNG, а в случае чрезвычайной ситуации к кораблю могут прилететь вертолеты, где предусмотрено два десантных места.
Платформа способна добывать и перерабатывать 3,6 млн тонн углеводородов в год. Корабль обладает очень высокой автономностью, поскольку изначально предполагалось, что он практически всю жизнь будет работать на газовом месторождении Прелюд, а затем разрабатывать соседние месторождения, не заходя в порт. Поэтому он оборудован просторными кладовыми для хранения продуктов, опреснительной установкой, на борту вырабатывается электроэнергия, а также имеется ультрасовременный медицинский центр.
Во многом Prelude FLNG может дать фору некоторым небольшим городам, которыми он действительно и является. Корабль был сдан в эксплуатацию летом 2017 года и с помощью буксиров проделал путь из Южной Кореи к газовому месторождению Прелюд, расположенному в 200 километрах от побережья Австралии. После наладки оборудования уникальное судно приступило к работе в 2018 году и в июне 2019 года перевезло первую партию сжиженного газа на газовоз.
Круизные лайнеры — тоже гиганты
Первый корабль этого класса, «Оазис моря», был заложен на финской верфи Aker Finnyards в Турку в 2006 году, а уже в 2009 году горячие финские ребята завершили постройку гигантского 15-палубного лайнера водоизмещением 225 000 тонн длина 360 метров, ширина 66 метров, высота 72 метра и глубина 9,3 метра.
Корабль получил силовую установку Wartsila мощностью 132 000 л.с и может развивать максимальную скорость 42 км/чЭкипаж составляет 2200 человек, в 2775 каютах могут разместиться 6880 пассажиров. К особенностям лайнеров класса «Оазис» относятся телескопические трубы, снимающиеся при проходе под мостами, подруливающие устройства в носовой части, позволяющие лайнеру поворачиваться вокруг своей оси, также можно упомянуть основные винты диаметром 6,1 метра, изготовленные на СПб. Петербургский Балтийский завод.
Несмотря на то, что это один и тот же проект, все корабли класса «Оазис» незначительно отличаются размерами, оснащением и ценой — цена варьируется от 1,1 до 1,35 миллиарда долларов за корабль. Последние три корабля были построены не в Финляндии, а на французской верфи Chantiers de l'Atlantique в Сен-Назере, той самой, где строились вертолетоносцы «Мистраль» для ВМФ России.
Лайнеры класса «Оазис» — настоящие плавучие города, где есть все, что может пожелать самый взыскательный турист: несколько бассейнов, один из них с искусственной волной, каток, казино, театр, парк с живыми деревьями и кустарниками, поле для гольфа, фитнес-центр, кинотеатр, ночной клуб, десятки баров и ресторанов.
для перемещения между палубами используются 24 лифтаВ случае аварии всех пассажиров можно спасти на 18 лодках, размеры которых дают основание отнести их скорее к яхтам или очень большим лодкам.
Самый большой авианосец
Американский атомный авианосец «Джеральд Форд», вошедший в строй в 2017 году, стал самым дорогим и крупнейшим военным кораблем в истории человечества стоимостью 13 миллиардов долларов. Корабль построен не по совершенно новому проекту, а представляет собой глубокую модернизацию авианосцев типа «Нимиц», которые начали поступать в состав ВМС США еще в середине семидесятых годов прошлого века.
Модернизация была проведена очень серьезно – в конструкцию корабля было внесено более 19 000 изменений. Полное водоизмещение авианосца – 107 000 тонн, длина – 337 метров, ширина – 78 метров, осадка – 12 метров, максимальная скорость – 56 км/ч.
Силовая установка корабля мощностью 350 000 л.с состоит из двух ядерных реакторов Bechtel A1BРеакторы не только генерируют на 25% больше энергии, чем реакторы авианосцев класса «Нимиц», но и рассчитаны на 50 лет, как и сам корабль. К другим преимуществам «Джеральда Форда» относилась замена паровой катапульты на электромагнитную, уменьшенную в размерах и перенесенную в кормовую часть палубы, что улучшило управление полетом и сделало палубу более просторной. За счет высокой степени автоматизации удалось сократить экипаж корабля на 25%. Эта мера, как и новые реакторы, позволила сократить эксплуатационные расходы, что привело к экономии до 4 миллиардов долларов за 50 лет службы авианосца.
Больше интересных статей здесь: Новости.