Гиганты морей XX века: уникальные корабли, которые вряд ли повторят

Супертанкеры для перевозки нефти

Интенсивное развитие нефтяной промышленности в XX веке потребовало создания судов-гигантов. Пик их строительства пришелся на 1970-80-е годы, когда были спущены на воду колоссальные супертанкеры. Однако их огромные габариты, не позволявшие проходить через ключевые каналы мира, такие как Суэцкий и Панамский, быстро сделали их экономически невыгодными. На смену им пришли более компактные, но все равно впечатляющие суда.

Ярким примером современных гигантов являются четыре супертанкера класса TI: TI Europe, TI Asia, TI Africa и TI Oceania. Эти корабли, стоимостью около $90 млн каждый, получили характерную белую окраску корпуса, отражающую солнечные лучи, за что их прозвали «Белыми слонами». Конструкция включает двойной корпус для повышения экологической безопасности и предотвращения разливов нефти. Кроме того, резервуары оснащены системой заполнения инертным газом, которая вытесняет легковоспламеняющиеся пары и сводит к минимуму риск пожара.

По сравнению с монстрами прошлого, вроде Batillus, танкеры класса TI имеют более скромные, но все равно колоссальные размеры: длина 380 м, ширина 68 м. Их водоизмещение превышает 500 тысяч тонн. Из-за осадки в 24,5 метра они не могут пройти Панамский канал, а через Суэцкий проходят лишь с частичной загрузкой. Силовая установка мощностью около 50 тыс. л.с. разгоняет груженый танкер до 30 км/ч. Изначально рассчитанные на 25 лет службы, к 2017 году все «Белые слоны» были переоборудованы в стационарные плавучие нефтехранилища в Катаре, Малайзии и Сингапуре, и вряд ли вернутся к перевозкам.

Контейнеровозы-гиганты

Южнокорейская верфь Daewoo Shipbuilding известна строительством рекордсменов. Помимо танкеров, она создала серию крупнейших в мире контейнеровозов для компании Mediterranean Shipping Company (MSC). Первый из них, MSC Oscar, был сдан в 2015 году.

Эти суда и сегодня удерживают титул самых больших контейнеровозов. Их длина составляет 395 метров, а на борт они могут принять до 19 224 стандартных контейнеров, включая 1800 рефрижераторных. Дизельный двигатель мощностью почти 84 тыс. л.с. позволяет развивать скорость до 42 км/ч. Высокая степень автоматизации позволила сократить экипаж до 35 человек.

Однако даже такие технологичные гиганты не всесильны перед стихией. В начале 2019 года контейнеровоз MSC Zoe, попав в сильный шторм в Северном море, потерял за борт 342 контейнера. Этот инцидент напомнил, что морская стихия всегда представляет риск, каким бы большим и современным ни было судно.

Уникальный лихтеровоз

Особое место в истории занимает советский атомный лихтеровоз «Севморпуть» — единственный в мире корабль такого типа. Его строительство на керченском заводе «Залив» завершилось в 1988 году. Главное преимущество судна — способность самостоятельно преодолевать льды толщиной до метра, что критически важно для работы в Арктике. Кроме того, атомная силовая установка делает его экологичным и дает практически неограниченную дальность плавания.

Однако корабль стал компромиссом между возможностями и экономикой. Его грузоподъемность (1324 контейнера) невелика по сравнению с гигантскими контейнеровозами, а стоимость строительства из-за ядерного реактора была огромной. Зимой, когда толщина льда превышает полтора метра, ему все равно требуется помощь ледоколов.

Несмотря на это, «Севморпуть» — уникальное инженерное достижение. При длине 260 метров и водоизмещении 61 тыс. тонн он может развивать скорость 38 км/ч. После модернизации в 2014 году срок его службы продлен, и он продолжает работу, оставаясь единственным в своем роде.

Плавучий завод по добыче газа

Prelude FLNG — это не просто корабль, а целый плавучий завод по добыче, сжижению и хранению природного газа. Его создание по заказу компании Shell обошлось в рекордные $12+ млрд. Идея строительства такого гиганта возникла после открытия крупных газовых месторождений у берегов Австралии. Традиционное освоение заняло бы десятилетия, поэтому был выбран инновационный путь.

Prelude — самое большое плавучее сооружение в мире: длина 488 м, ширина 74 м, водоизмещение 600 тыс. тонн. Он не предназначен для самостоятельных переходов и оснащен лишь маломощными двигателями для удержания на позиции. Конструкция позволяет выдерживать даже тропические ураганы. На борту создана инфраструктура для автономной жизни экипажа в 240 человек, включая опреснители, электростанцию и медицинский центр.

После ввода в эксплуатацию в 2018 году Prelude FLNG начал работу на месторождении, доказав жизнеспособность самой концепции плавучего завода. Это уникальный проект, масштабы и стоимость которого вряд ли будут повторены в ближайшем будущем.

Круизные лайнеры — плавучие мегаполисы

Круизные лайнеры класса «Оазис» от компании Royal Caribbean — это настоящие плавучие города. Первый из них, «Оазис морей», был построен в 2009 году. При длине 360 метров и водоизмещении 225 тыс. тонн эти корабли могут принять на борт почти 7 тысяч пассажиров, которых обслуживает экипаж из 2200 человек.

На борту есть все для роскошного отдыха: парки с живыми деревьями, катки, театры, казино, десятки баров и ресторанов, а также бассейны с искусственными волнами. Для маневрирования в портах лайнеры оснащены подруливающими устройствами и телескопическими трубами, которые убираются при проходе под мостами.

Стоимость каждого такого плавучего курорта превышает миллиард долларов. Эти лайнеры демонстрируют, что кораблестроение конца XX — начала XXI века достигло вершин не только в грузовых, но и в пассажирских перевозках, создав беспрецедентный уровень комфорта и развлечений на воде.

Венец военного кораблестроения

Американский атомный авианосец «Джеральд Форд», вступивший в строй в 2017 году, стал самым дорогим ($13 млрд) и технологически продвинутым военным кораблем в истории. При водоизмещении 107 тыс. тонн и длине 337 метров он представляет собой глубокую модернизацию предыдущих авианосцев типа «Нимиц».

Ключевые новшества включают электромагнитные катапульты для запуска самолетов, новые ядерные реакторы с увеличенным ресурсом и возросшей мощностью, а также высокий уровень автоматизации, позволивший сократить экипаж на четверть. Это не только самый мощный, но и один из самых экономичных в эксплуатации авианосцев, рассчитанный на 50 лет службы.

«Джеральд Форд» олицетворяет пик развития авианесущих кораблей, демонстрируя, какие невероятные ресурсы и технологии могут быть сосредоточены в одном боевом судне.

Обратите внимание: Новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В ХХ веке мировое кораблестроение достигло своего пика — именно в конце прошлого столетия были созданы такие корабли, которые вряд ли будут построены в будущем.