![]()
С 1 сентября 2023 года в России начинает действовать масштабная реформа в сфере таксомоторных перевозок. Вводится целый ряд новых правил и требований, которые затронут всех участников рынка: водителей, перевозчиков, агрегаторов и службы заказа.
Основные нововведения
Реформа направлена на повышение безопасности, прозрачности и контроля в индустрии такси. Вот ключевые изменения:
- Создание единых реестров: Запускается федеральная информационная система и три региональных реестра: перевозчиков, автомобилей такси и служб заказа. Это позволит создать единую базу данных по всей стране.
- Доступ для самозанятых: Закон официально закрепляет возможность работы в такси для самозанятых граждан.
- Региональные ограничения: Вводятся ограничения на работу такси за пределами своего региона регистрации.
- Нормирование рабочего времени: Для водителей-физических лиц устанавливается лимит — не более 40 часов в неделю и 10 часов управления автомобилем в день.
- Единые требования к автомобилям: Машины такси должны будут иметь специальное цветографическое оформление («шахматку» на бортах) и оранжевый фонарь на крыше. Регионы также получат право устанавливать свои требования к цвету кузова и экологическому классу.
- Жесткие требования к водителям: Для работы потребуется стаж вождения от 3 лет. Не смогут работать таксистами лица с тремя и более неоплаченными штрафами, а также те, кто неоднократно лишался прав или подвергался административному аресту в течение года после предыдущего наказания.
- Доступ спецслужб: Федеральная служба безопасности (ФСБ) получит удаленный доступ к базам данных служб онлайн-заказа такси.
- Солидарная ответственность: В случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира солидарную ответственность будут нести перевозчик, водитель и агрегатор такси.
- Электронные разрешения: Разрешения на перевозку будут выдаваться в электронном виде сроком на 5 лет (вместо бессрочных). В список обязательных документов для их получения добавлена справка об отсутствии судимости.
- Борьба с нелегалами: Вводится прямой запрет на платную перевозку пассажиров без разрешения, а также на рекламу таких услуг.
- Ограничения для служб заказа: Деятельность службы будет запрещена, если решения российского юрлица могут определяться иностранными лицами или государствами. При большом объеме заказов в регионе (свыше 4 тыс. в сутки) потребуется открывать филиал.
- Рейтинг водителей: Агрегаторы обязаны вести персональный электронный рейтинг водителей.
Запрет на работу для лиц с судимостью
Одним из самых значимых нововведений стал запрет на работу в такси для лиц с непогашенной или неснятой судимостью за ряд тяжких преступлений. Этот запрет, основанный на законах, подписанных в 2022 году, начал действовать поэтапно.
С 1 марта 2023 года все новые водители при приеме на работу обязаны предоставлять справку об отсутствии судимости. Те, кто уже работал в такси до этой даты, должны были представить такой документ до 1 сентября 2023 года. В случае непредоставления справки водитель отстраняется от работы.
Категории преступлений, запрещающих работу таксистом:
- Убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
- Похищение человека, разбой, грабеж.
- Преступления против половой неприкосновенности.
- Преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя, мира и безопасности человечества (средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие).
Эти же требования распространяются на граждан стран Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан).
Контроль со стороны ФСБ и запуск федеральной системы
С 1 сентября службы онлайн-заказа такси обязаны обеспечить ФСБ круглосуточный удаленный доступ к своим информационным системам и базам данных. Сервисы, работающие в офлайн-режиме, должны будут предоставлять информацию по запросу в установленные сроки.
Параллельно запускается Федеральная государственная информационная система такси (ФГИС). По словам министра транспорта Виталия Савельева, система создается на единой цифровой платформе «Гостех» и охватит данные о более чем 450 тысячах автомобилей такси.
Новая ответственность агрегаторов и требования к разрешениям
Агрегаторы (службы заказа) теперь становятся полноправными участниками процесса перевозки. В случае ДТП с причинением вреда пассажиру они будут нести субсидиарную ответственность вместе с перевозчиком, если страховых выплат окажется недостаточно. Также агрегаторам грозят крупные штрафы за передачу заказа водителю без действующего разрешения.
Получить электронное разрешение на перевозку можно через МФЦ или портал Госуслуг. Помимо стандартных документов (медсправка, водительское удостоверение), теперь обязательно потребуется договор со службой заказа и та самая справка об отсутствии судимости. Срок оформления — до 5 дней.
Цветовые требования и региональные особенности
Федеральный закон передал регионам право устанавливать требования к цвету автомобилей такси и их экологическому классу. Это привело к появлению разных, а иногда и противоречивых правил. Например:
- В Татарстане такси могут быть только белого или желтого цвета.
- В Костромской области, наоборот, запретили желтый цвет и разрешили только белый и черный, мотивируя это повышением безопасности. Однако такая зависимость не имеет статистического подтверждения и вызвала критику экспертов.
Кроме цвета, на бортах всех такси должна появиться обязательная «шахматка» и оранжевый фонарь на крыше.
Ограничение рабочего времени и страховка
Для водителей-физических лиц вводится учет рабочего времени. Максимальная продолжительность — 40 часов в неделю. Время управления автомобилем в день не должно превышать 10 часов (с возможностью увеличения на 2 часа для завершения заказа). Водители обязаны вести журнал учета, если на автомобиле не установлен тахограф.
Отсутствие полиса ОСАГО с отметкой «такси» станет основанием для аннулирования разрешения на перевозку. С 1 сентября 2024 года также станет обязательным отдельный полис ОСГОП (ответственность перевозчика перед пассажирами).
Влияние на рынок и возможные последствия
Власти и отраслевые объединения заявляют, что реформа не приведет к росту цен, так как подключение к реестрам и выдача разрешений будут бесплатными. Однако представители перевозчиков прогнозируют обратное. Ужесточение требований может привести к уходу с рынка водителей, работавших нерегулярно, что сократит предложение и, как следствие, повысит тарифы. Также есть риски роста «серого» рынка нелегальных перевозок.
В преддверии 1 сентября звучали предложения отложить вступление в силу части поправок, так как не все регионы технически готовы к запуску реестров. Однако на момент публикации официальных решений о переносе не принято, и все изменения вступают в силу в установленный срок.
Обратите внимание: Новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: С 1 сентября 2023 года вступает в силу целый пакет поправок, которые касаются таксистов.

