Ключевые изменения с 1 сентября
С началом осени в России вступает в силу обновленный закон «О такси», который вносит существенные коррективы в работу этой сферы. Главная новость — самозанятые граждане получат официальное право работать таксистами. Однако параллельно вводятся и серьезные ограничительные меры для водителей.
В частности, под запрет попадают лица, имеющие непогашенную или не снятую судимость за ряд тяжких и особо тяжких преступлений. Речь идет о таких составах, как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, разбой, преступления против половой неприкосновенности, а также преступления против государственной безопасности. Эти нормы, фактически, уже действуют с весны после изменений в Трудовой кодекс, но теперь они закреплены в профильном законе о такси.
Еще одно важное ограничение касается административных правонарушений. Не смогут работать в такси водители, накопившие три и более неоплаченных штрафа, в том числе за нарушения ПДД. Этот же запрет распространяется на тех, кто неоднократно лишался прав или подвергался административному аресту за нарушения правил дорожного движения в течение года после окончания срока наказания.
Также с 1 сентября начинает функционировать Федеральная государственная информационная система (ФГИС) легкового такси. Она станет единым центром, аккумулирующим данные из региональных реестров о перевозчиках, автомобилях и разрешениях. Это должно повысить прозрачность рынка и помочь в борьбе с нелегальными перевозками.
Регионам предстоит большая работа
Эксперты отмечают, что запуск ФГИС — одно из самых значимых изменений. По словам руководителя центра компетенций Евразийского форума «Такси» Станислава Швагеруса, система предоставит контролирующим органам полную картину о рынке и поможет легализовать до 90% «серых» водителей в регионах.
Однако многие положения нового закона требуют дополнительной проработки на местах. Региональным властям предстоит утвердить правила аттестации водителей на знание местной инфраструктуры, определить цветовую гамму для такси (на федеральном уровне обязательны только «шашечки» и оранжевый фонарь), а также организовать специальные стоянки у аэропортов и вокзалов. Как отмечает Швагерус, в большинстве регионов эта работа еще даже не начиналась.





Кроме того, как подчеркивается в материале, региональным властям дано право создавать специальные зоны у транспортных узлов, где услуги смогут оказывать только легальные таксисты.
Обратите внимание: В гараже,который готовили под снос, нашли классические спорткары, забытые на 30 лет.
По словам Станислава Швагеруса, подготовка необходимых документов в большинстве субъектов РФ пока не стартовала.Риск дефицита водителей и роста цен
Новые правила могут привести к сокращению числа водителей на рынке, считает глава Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. Несмотря на то что закон открывает дорогу самозанятым, не все из них захотят или смогут получить этот статус, особенно из-за налоговых последствий. Кроме того, часть водителей уже отсеялась весной из-за судимостей, а теперь под ограничения попадут и те, у кого есть неоплаченные штрафы.
«Это также может усугубить нехватку водителей такси. С учетом уменьшения количества таксистов по законам рынка вполне вероятно повышение тарифов на услуги такси», — прогнозирует Ирина Зарипова.
С этим согласны и представители агрегаторов. Технический директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко отмечает, что на стоимость поездок влияет комплекс факторов: дорогая страховка, рост цен на обслуживание машин и топливо, а также общий дефицит новых автомобилей. При этом в пресс-службе «Яндекс Такси» заверили, что с 1 сентября тарифы в их сервисе меняться не будут.
Обязательное страхование и его последствия
Еще одно важное нововведение — обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОП) — вступит в силу позже, с 1 сентября 2024 года. В случае смерти пассажира страховая выплата может достигать 2 млн рублей.
Эксперты уже оценивают потенциальное влияние этого вида страхования на стоимость перевозок. Официальные тарифы пока не установлены, но, по данным Ирины Зариповой, средняя стоимость добровольного полиса сегодня составляет около 2,6 тыс. рублей. Если экстраполировать эту сумму на всех водителей такси (примерно 500 тыс. человек), общий объем страховых взносов может составить около 1,25 млрд рублей в год.
При этом, согласно статистике ДТП, в прошлом году погибло 128 пассажиров такси. Таким образом, максимальный объем выплат по ОСГОП мог бы составить около 256 млн рублей. Разницу в примерно 1 млрд рублей, по мнению эксперта, страховые компании заложат в тарифы, что в конечном счете приведет к увеличению стоимости поездок для пассажиров.
Больше интересных статей здесь: Новости.

