Винтовые вездеходы: от Архимеда до спасения космонавтов

История создания транспортных средств с исключительной проходимостью насчитывает множество попыток, но лишь немногие конструкции способны справиться с экстремальными условиями, такими как весенняя тундра. В этой сфере особое место занимает роторно-винтовой транспорт, принцип работы которого восходит к изобретению великого Архимеда. Именно винтовые вездеходы, или шнекоходы, демонстрируют уникальную способность передвигаться там, где бессильна любая колесная или гусеничная техника.

Первый патент на машину с винтовым движителем был получен в 1868 году американцем швейцарского происхождения Джейкобом Моратом. Его изобретение, предназначенное для сельскохозяйственных нужд, так и осталось на бумаге. В 1900 году в России Ф. Дергинт также получил патент на винтовые направляющие, но и эта разработка, судя по всему, не вышла за рамки чертежей.

Начали с тракторов

Практическое применение винтовых движителей началось в 1920-х годах. Американская компания Armstead Snow Motor создала комплект навесного шнекового оборудования для тракторов Fordson. Модифицированные таким образом машины могли перевозить тяжелые прицепы массой до 20 тонн по глубокому снегу, демонстрируя не только движение вперед-назад, но и вбок.

Несмотря на выдающуюся проходимость, широкого распространения шнекоходы не получили. Их высокая стоимость и избыточные для большинства задач внедорожные возможности не нашли массового спроса ни в сельском хозяйстве, ни у военных. Ключевым недостатком стала полная непригодность для дорог с твердым покрытием, где винтам не за что было зацепиться. Это означало, что для доставки техники к месту работы требовался дополнительный специальный транспорт, а часто и кран для погрузки-разгрузки, что значительно увеличивало общую стоимость эксплуатации.

Тем не менее, разработки велись в разных странах. В 1960-х годах голландский изобретатель Джей де Баккер создал небольшой винтовой амфибийный грузовик Amphirol с двумя двигателями DAF. Эта машина успешно использовалась для создания искусственных водоемов. В наше время австралийская компания Residue Solutions производит на заказ мощную винтовую платформу MudMaster для работы на болотах, затопленных участках и в других экстремальных условиях. Ее изготовление занимает около пяти месяцев.

Обратите внимание: Когда выйдет Лада Веста седан Кросс?.

Для спасения космонавтов

Особенно активно работали с винтовыми движителями в Советском Союзе. Ярким примером является автомобиль-амфибия ЗИЛ-29061, который до сих пор числится на вооружении. Он входит в состав уникального поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», задачей которого является поиск и эвакуация спускаемых аппаратов космических кораблей. Трехосный вездеход ЗИЛ-49061 доставляет винтовой ЗИЛ-29061 к месту поисков, а затем с помощью собственных кранов выгружает его для работы в условиях, непроходимых для обычной техники, например, в тундре. К счастью, этому вездеходу пока не довелось работать в реальной спасательной операции.

В 1972 году Специальное конструкторское бюро ЗИЛ под руководством В.А. Грачева создало крупнейший на тот момент винтовой вездеход ЗИЛ-4904. Эта машина массой более 7 тонн могла перевозить 2,5 тонны груза и была предназначена для работы на Крайнем Севере. Каждый из двух шестиметровых полых винтов из алюминиевого сплава приводился в движение отдельным V-образным восьмицилиндровым двигателем. Благодаря конструкции винтов вездеход обладал положительной плавучестью и мог двигаться по воде, снегу и болотам. Несмотря на впечатляющие характеристики, ЗИЛ-4904 остался опытным образцом и сегодня является музейным экспонатом.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Когда великий Архимед изобрел винт, он и представить не мог, что через несколько веков его изобретение позволит покорять самое тяжелое бездорожье.