Когда великий Архимед изобрел винт, он и представить не мог, что через несколько веков его изобретение позволит покорять самое тяжелое бездорожье

С момента появления автомобиля было создано множество экземпляров колесной и гусеничной техники, обладающей исключительной проходимостью. Но и в весенней тундре она будет беспомощна. А вот роторно-винтовой транспорт, обязанный своим появлением винту Архимеда, будет чувствовать себя в тундре как дома.

Первую винтовую машину запатентовал в 1868 году американец швейцарского происхождения Джейкоб Морат. Этот прародитель всех столярных роторов предназначался для сельскохозяйственных работ, но дальше чертежей дело не пошло. В 1900 году в России был выдан патент на винтовые направляющие Ф. Дергинта, доподлинно неизвестно, кто и в каких количествах их производил и производились ли вообще. Скорее всего, дело тоже ограничилось только рисунками.

Начали с тракторов

В двадцатых годах прошлого века компания Armstead Snow Motor оснастила винтами несколько тракторов Fordson, которые использовались в качестве транспортеров, перевозящих прицепы массой до 20 тонн по глубокому снегу. Грубо говоря, американская компания предлагала комплект «навесного» шнекового оборудования, который можно было установить на любой трактор Fordson без серьезной доработки.

Несмотря на выдающуюся проходимость, возможность двигаться не только вперед и назад, но и вбок, потребность в этом виде транспорта была и остается крайне незначительной. В ходе эксплуатации выяснилось, что шнеки для сельского хозяйства не подходят. Их стоимость слишком высока, а внедорожные возможности избыточны. Военные когда-то проявили к ним интерес, но не нашли для них достойных задач. Кроме того, первые поворотные винты показали полный провал на дорогах с твердым покрытием, где винтам просто не за что было «зацепиться». Следовательно, чтобы в какой-то момент использовать винтовые машины, их все равно приходилось доставлять туда другой специальной машиной, а иногда и краном для погрузки и разгрузки. Все это влетело в достойную корону.

Вездеходы с винтовым ротором производились в разных странах. В Голландии, например, изобретатель Джей де Баккер в шестидесятых годах разработал небольшой винтовой грузовик Amphirol, оснащенный двумя двигателями DAF объемом 0,75 литра.

Обратите внимание: Когда выйдет Лада Веста седан Кросс?.

Эта машина уже много лет эксплуатируется ВИС и с ее помощью создавала искусственные водоемы. В наше время австралийская компания Residue Solutions производит битовую винтовую платформу MudMaster. Эта машина изготавливается строго под заказ и предназначена для мелиорации земель, перевозки грузов или другой спецтехники на болотах, на затопленных прибрежных участках или в других местах, где грязи не по колено, а по уши. MudMaster весит 18,5 тонн, оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем Caterpillar, а процесс изготовления этого винта занимает в среднем ок. 5 месяцев.

Для спасения космонавтов

В Советском Союзе довольно активно занимались поворотными винтами, а в России автомобиль-амфибия повышенной проходимости ЗИЛ-29061 до сих пор находится на вооружении. Он входит в состав знаменитого поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», занимающегося поиском приземляющихся космических кораблей. При этом ЗИЛ-29061 перевозится в кузове другого вездехода – трехосного ЗИЛ-49061. Этот вездеход сам по себе обладает хорошей проходимостью, но он бессилен, если, например, где-нибудь в тундре приземлился космический корабль. Затем с помощью двух собственных кранов он выгружает ЗИЛ-29061 из кузова, который отправляется на поиски. Надо признать, Зиловскому винтовому вездеходу еще не приходилось работать по прямому назначению.

В 1972 году Зиловское специальное конструкторское бюро под руководством В.А. Грачева создало самый крупный на тот момент винтовой конвейер ЗиЛ-4904. Автомобиль весил более 7 тонн и мог перевозить 2,5 тонны груза. Каждый из шестиметровых винтов приводился в движение восьмицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 180 л.с. Вездеход предназначался для эксплуатации на Крайнем Севере, для перевозки людей, разведочного, научного и другого оборудования. Благодаря полым винтам из алюминиевого сплава машина имела положительную плавучесть и могла двигаться по воде со скоростью 10 км/ч. По снегу ЗИЛ-4904 развивал скорость 16 км/ч, а болота преодолевал со скоростью 7 км/ч. К «пункту назначения» машину доставляли на специальном прицепе. Но ЗИЛ-4904 не был запущен в производство и в настоящее время является музейным экспонатом.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Когда великий Архимед изобрел винт, он и представить не мог, что через несколько веков его изобретение позволит покорять самое тяжелое бездорожье.