Развенчание мифов о ГАЗ М-20 «Победа»: история без прикрас

ГАЗ М-20 «Победа» — автомобиль, окруженный множеством легенд, которые десятилетиями принимались за чистую монету. Пришло время отделить факты от вымысла и взглянуть на реальную историю создания и производства этой знаменитой машины, которая отмечает свой день рождения 15 августа.

Миф о названии «Родина» и вмешательстве Сталина

Один из самых устойчивых мифов гласит, что автомобиль изначально хотели назвать «Родиной», но Иосиф Сталин якобы возразил, задав риторический вопрос: «И почём будете Родину продавать?», после чего было предложено название «Победа». Однако архивные документы Горьковского автозавода опровергают эту красивую историю. Фотографии, датированные летом 1944 года, демонстрируют макет автомобиля с уже прикреплённой эмблемой «Победа». Это означает, что название было утверждено задолго до легендарной демонстрации в Кремле в июне 1945 года. Исторические свидетельства, включая журнал «Автомобильно-тракторная промышленность», указывают, что имя «Победа» родилось в сознании конструкторов ещё в 1943 году, в дни разгрома немецких войск под Сталинградом.

Был ли Сталин недоволен названием «Победа»?

Существует и другая версия, согласно которой Сталину не понравилось и название «Победа». В народе ходили фразы, приписываемые вождю, вроде «Маленькая победа» или «Советский народ не заслуживает такой „победы“!». Однако наиболее достоверным источником — дневником главного конструктора Андрея Липгарта — подтверждается лишь сухой факт: «товарищ Сталин согласился присвоить М-20 имя „Победа“». Контекст и возможная ирония предполагаемых высказываний Сталина остаются предметом домыслов, не подтверждённых документально.

Первый ли это послевоенный автомобиль?

Распространено заблуждение, что «Победа» стала первым советским автомобилем, выпущенным после Великой Отечественной войны. На самом деле, пальма первенства принадлежит представительскому лимузину ЗИС-110, производство которого началось уже в конце 1945 года. Таким образом, «Победа», официально представленная летом 1946 года, является лишь второй по счёту послевоенной новинкой. Более того, и дата начала её серийного выпуска — 28 июня 1946 года, указанная в постановлении правительства, — не соответствует действительности.

Реальным днём рождения первой серийной «Победы» стало 14 августа 1946 года, что подтверждается репортажами выездной редакции газеты «Правда». Из-за проблем с поставками комплектующих к концу года удалось собрать лишь 23 автомобиля, что явно шло вразрез с плановыми показателями.

Обратите внимание: Правительство утвердило повышение утильсбора на автомобили с 1 августа 2023 года.

Была ли «Победа» полностью оригинальной разработкой?

Утверждение о том, что ГАЗ М-20 — первая и единственная полностью самостоятельная советская разработка, также далеко от истины. Конструкторы открыто заимствовали лучшие технические решения своего времени. За основу была взята силовая структура кузова и элементы подвески немецкого Opel Kapitaen. От американских автомобилей были позаимствованы некоторые инженерные и дизайнерские находки, а 4-цилиндровый двигатель имел очевидное сходство с силовым агрегатом Jeep. Однако советские инженеры не просто копировали, а творчески перерабатывали и адаптировали зарубежный опыт под суровые условия эксплуатации в СССР, создав в итоге автомобиль с современным несущим кузовом, независимой подвеской и гидроприводом тормозов.

Опель Капитан ГАЗ М-20 Победа

Кабриолет «Победа»: роскошь или экономия?

Открытая модификация ГАЗ М-20Б, которую сегодня часто романтизируют, изначально была порождением не эстетических предпочтений, а суровой экономической необходимости. В условиях послевоенного дефицита холоднокатаного металла правительство издало постановление, обязывающее автозаводы часть продукции выпускать в кузове кабриолет для экономии листовой стали. Несмотря на экономию одного стального листа на машину, производство кабриолетов оказалось более трудоёмким, и план по их выпуску выполнен не был — всего собрали 14 222 таких автомобиля. Владельцы в разных климатических зонах часто самостоятельно переделывали их, устанавливая жёсткую крышу.

Качество первых «Побед»: миф и реальность

Сложился стереотип о «Победе» как об эталоне качества советского автопрома. Однако первые серийные машины, выпущенные в 1946-1948 годах, страдали от множества «детских болезней»: неровности кузова, отсутствие синхронизаторов в коробке передач, неэффективная система отопления, высокий центр тяжести и некачественные уплотнители. Проблемы были настолько серьёзными, что 1 сентября 1948 года производство было официально остановлено для глубокой модернизации. Через два месяца начался выпуск автомобилей «второй серии» с исправленными недостатками, и только с этого момента можно говорить о приемлемом уровне качества, который и закрепился в народной памяти.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: 15 августа ГАЗ М-20 «Победа» отметил день рожденья.