15 августа ГАЗ М-20 «Победа» отметил день рожденья

ГАЗ М-20 Победа – первый советский автомобиль, выпущенный после войны. Это первая и единственная советская разработка, при создании которой инженеры не ориентировались на зарубежные образцы. Она должна была называться «Родина», но Сталин воспротивился этому. А теперь прочтите вышесказанное еще раз и забудьте навсегда – растиражированная история «Победы» целиком соткана из вымысла! Как-то...

... ГАЗ М-20 хотели назвать «Родиной», но против выступил Сталин

По общепринятой версии, 19 июня 1945 года, за пять дней до Парада Победы, Иосифу Сталину была продемонстрирована новая машина, которую якобы планировалось назвать «Родина». Дескать, именно во время этого «презентации» вождь народа сказал прославившемуся тогдашнему директору Горьковского автозавода Ивану Кузьмичу Лоскутову:

Иосиф Сталин


То, что газетцы не растерялись и предложили заранее заготовленную версию "Победы" - это всего лишь красивая выдумка. В архиве ГАЗа есть фотографии, на которых наглядно видно: знак «Победа» уже прикреплен к модели ГАЗ М-20, построенной летом 1944 года! Так что никакой «Родины» на Ивановской площади Московского Кремля, где проходил сталинский «свадьба», быть не могло (по словам Ивана Падерина, название «Родина» было предложено для следующей модели — М-21).

На то, что главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Александрович Липгарт решил назвать новинку «Победа» задолго до одобрения нового седана менеджером, указывает и журнал «Автомобильно-тракторная промышленность», цитата из которого историк Денис Орлов цитирует: «Сильное и точное слово «победа» возникло [...] в тяжелые и радостные дни сорок третьего января, когда 6-я немецкая армия была полностью окружена и разгромлена под Сталинградом».

...название «Победа» Сталину также не понравилось

Самым достоверным описанием кремлевского шоу является дневник Андрея Липгарта. Но когда он подробно описывает диалоги со Сталиным, когда повествование доходит до дискуссии о названии, Липгарт лишь сухо отмечает, что «товарищ Сталин согласился присвоить М-20 имя «Победа». Отсюда возникло предположение, что менеджер якобы сделал уничижительное заявление:

Иосиф Сталин

Возможно, Иосиф Виссарионович имел в виду размеры машины? Или что говорилось об итогах Великой Отечественной войны? Более того, существует и третья непроверенная версия резюме Сталина: «Советский народ не заслуживает такой «победы»!» В общем, даже если главнокомандующий и сказал что-то подобное, непонятно, какой посыл несет эта фраза.

... ГАЗ М-20 — первый послевоенный советский автомобиль

Ничего подобного! Первый послевоенный советский автомобиль – представительский лимузин ЗИС-110. Выпуск 6-метрового гиганта, предназначенного для обслуживания топ-менеджеров, начался буквально через полгода после окончания войны. Так что «Победа», официальная премьера которой состоялась летом 1946 года, — всего лишь «машина №2». Кстати, сама дата начала серийного производства «Победы» является предметом жарких споров.

В конце лета 1945 года вышло постановление ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», согласно которому выпуск новой модели марки ГАЗ назначался на 28 июня 1946 года. Эта дата является рассматривается отечественными историками как день рождения модели, слепо верующие: неужели во времена «железного Иосифа» могли не подчиниться и сорвать сроки, утвержденные наверху?

Обратите внимание: Правительство утвердило повышение утильсбора на автомобили с 1 августа 2023 года.

Оказывается, могли. И этому есть чрезвычайно убедительные доказательства.

В июне выездная редакция газеты «Правда» ездила на завод и выпускала ежедневные репортажи. Благодаря этим сообщениям мы знаем точный день и месяц сборки самой первой «Победы» — 14 августа 1946 года. А затем наступил длительный простой, вызванный отсутствием необходимых комплектующих. В результате к концу года заводчане смогли собрать всего 23 товарных экземпляра!

...это первая и единственная полностью «наша» разработка

Создатели ГАЗ М-20 никогда не скрывали, что многие решения были скопированы. Немецкий Opel Kapitaen позаимствовал базовую силовую схему кузова, конфигурацию рычагов, шкворней и пружин... Есть также элементы, позаимствованные у американских Ford и Chrysler, а 4-цилиндровый двигатель очень похож на двигатель Jeep».

Опель Капита ГАЗ М-20 Победа

Однако перерисованы (и обязательно усилены для наших условий) только самые продвинутые. В результате «Победа» получила независимую подвеску, гидроприводы и, самое главное, несущий кузов без выступающих крыльев, благодаря чему газовский седан выглядит современнее, чем «Опель Капитан» и другие довоенные собратья. Грех лишь в том, что вместо изначально запланированной «шестерки» (2,7 л, 70 л.с.) модель получила 4-цилиндровый двигатель (2,1 л, 55 л.с.)...

...у «Победы» была версия для «богатой элиты»

Имеется в виду открытая версия ГАЗ М-20Б. Этот кабриолет сейчас воспринимается как признак беззаботной курортной жизни. Настоящая причина появления «Победы» без металлической крыши – экономия. Из-за нехватки холоднокатаного проката Совет Министров СССР издает постановление, требующее сократить расход листового металла: завод имени Молотова должен заменить половину своей легковой продукции на кабриолет.

Хотя каждый седан-кабриолет сэкономил по одному листу металла, сразу замечаем, что ГАЗ не выполнит план по количеству открытых Побед, собрав всего 14 222 экземпляра (при общем тираже модели на уровне 242 тысяч) - сначала Сказалась трудоемкость сборки таких машин, и до начала пятидесятых годов проблема качественного проката стала менее острой.

Кстати, вопреки распространенному мнению, ГАЗ М-20Б поставлялся не только в южные, но и в северные регионы. И тут, и там новоиспеченные владельцы сразу же пытались найти замену прорезиненному ватному верху: либо просто приваривали сверху подходящую стальную пластину, либо отрезали и устанавливали себе верх от списанных машин.

...это самый качественный из советских автомобилей

Трудно поверить, но против запуска «Победы» выступил даже главный конструктор объекта! Точнее, против «полуфабрикатов», какими была машина летом 1946 года: с неровным кузовом, с несинхронизированной коробкой, без отопителя... Первые получатели жаловались на плохой разгон (машина была очень тяжелой). - изгибы корпуса сглаживались припоем) , некачественные уплотнители и. высокий диван сзади.

1 сентября 1948 года авианосец был остановлен постановлением правительства СССР. Через 60 дней из ворот завода начнут выходить качественно другие автомобили, которые назовут «второй серией»: с гладкими кузовами, нормальными уплотнителями, переработанными сиденьями... К концу года горьковцы будут отремонтируйте для Победы новенький цех - качество снова повысится. Теперь они должны быть довольны машиной. Но сейчас другое время и другие машины.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: 15 августа ГАЗ М-20 «Победа» отметил день рожденья.