Снижение скоростных режимов на дорогах Подмосковья: новые реалии для автомобилистов

В августе на проспекте Маршала Жукова в Москве, на участке от Серебряноборского тоннеля до МКАД, произошло снижение разрешенной скорости с 80 до 60 км/ч. Это изменение, хотя и кажется локальным, отражает общероссийский тренд на ужесточение скоростных ограничений. По сути, на многих федеральных трассах, которые остаются бесплатными, водителям теперь де-факто разрешено двигаться со скоростью лишь 50-70 км/ч, что существенно ниже прежних норм.

Пример Волоколамского шоссе: от магистрали к дороге с жесткими лимитами

Проспект Маршала Жукова является началом Новорижского шоссе — современной магистрали, где разрешено 110 км/ч. Однако его альтернатива, старое Волоколамское шоссе, демонстрирует радикальные перемены. Если раньше по нему можно было ехать достаточно быстро, то сейчас, поскольку трасса проходит через множество населенных пунктов, повсеместно установлен лимит в 50 км/ч. На редких загородных участках встречаются знаки «70». Таким образом, водители, которые привыкли двигаться со скоростью около 110 км/ч, теперь вынуждены строго придерживаться установленных ограничений, чтобы избежать штрафов. Это стало своеобразным ответом властей на отмену «нештрафного» порога превышения скорости.

Превентивные меры и региональные программы

Ситуация в Талдомском районе Подмосковья служит наглядным примером новой политики. После реконструкции трассы Запрудня-Вербилки на большей части дороги в Запрудне теперь установлен лимит в 40 км/ч, а в аварийных местах появились искусственные неровности. Как пояснили в местной администрации, эти меры приняты в рамках программы по снижению аварийности.

Раньше снижение скорости обычно было реакцией на уже произошедшие серьезные ДТП. Сейчас, как отмечают в подмосковной ГИБДД, ограничения все чаще вводятся «на опережение» — превентивно, в рамках региональных программ безопасности. Масштабная работа ведется в контексте национального проекта «Безопасные качественные дороги». Приведение дорог в нормативное состояние включает не только ремонт, но и обновление знаков и разметки, что зачастую означает ужесточение режима: более низкие скорости, расширенные зоны запрета обгона и остановки.

«Для района ключевым показателем эффективности является статистика аварий, которая должна снижаться, — объясняет представитель администрации. — Чем строже ограничение скорости, тем меньше вероятность ДТП, которые попадут в отчетность». Кроме того, жалобы от местных жителей на лихачей и опасную езду имеют больший вес и чаще доходят до вышестоящих инстанций, чем обращения автомобилистов о заниженных скоростных режимах. Поэтому интересы местного населения, заинтересованного в безопасности, часто превалируют.

Обратите внимание: В Подмосковье сотрудник ГИБДД сбил велосипедиста, пырнул его ножом и уехал.

Философия «Vision Zero» и новые нормы

Принципы, лежащие в основе этих нововведений, перекликаются с международной концепцией «Vision Zero» (Нулевая смертность). Ее цель — свести к минимуму, в идеале к нулю, смертность и травматизм на дорогах. В этой парадигме безопасность всех участников движения — водителей, пешеходов, велосипедистов — ставится выше скорости и удобства перемещения. Ключевые рекомендуемые меры как раз включают снижение скоростных лимитов и изменение геометрии дорог для естественного успокоения трафика.

«По современным нормативам, на пешеходном переходе вне населенного пункта скорость не должна превышать 70 км/ч, иначе требуется строительство внеуличного перехода, — поясняет сотрудник ГИБДД. — Именно поэтому во многих местах теперь стоит „70“ вместо прежних „90“. Впрочем, бывают и обратные случаи, когда скорость повышают, если застройка становится менее плотной или обустраиваются безопасные переходы».

В итоге Россия в вопросах скоростных ограничений быстро сближается с европейскими стандартами. Знаменитый 20-километровый «нештрафной» порог во многих местах нивелируется самим снижением разрешенной скорости. Автомобилистам, особенно на региональных дорогах, теперь приходится закладывать на поездки больше времени не только из-за пробок, но и из-за новых, более строгих лимитов.

Альтернативы: платные трассы или штрафы как «налог на скорость»

Однако у водителей, желающих двигаться быстрее, остаются варианты. Первый — использование платных дорог. Например, на новой трассе М12 Москва-Казань тариф для легкового автомобиля от столицы до ЦКАД составит 389 рублей, а до Владимира — уже 1399 рублей. На таких магистралях сохраняются высокие скоростные режимы.

«Формально бесплатные дублеры платных федеральных трасс существуют, но, переходя в разряд региональных, они подпадают под местные нормы, — отмечает источник в ГИБДД. — Это означает возможность введения дополнительных ограничений скорости и даже установки „лежачих полицейских“».

Второй, более радикальный способ — просто оплачивать штрафы за незначительное превышение (на 20-40 км/ч), рассматривая их как своеобразный «налог на скорость». Пока в законодательстве нет норм о «социальной оценке» водителей по количеству мелких штрафов, такой подход остается возможным, хоть и накладным. Хочешь ехать быстро — будь готов платить.

Антон Размахнин.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Та же тенденция наблюдается в Подмосковье.