Чем опасен перегрев мотора авто, как его избежать и что делать, если это все же произошло

Двигатели внутреннего сгорания выделяют много тепла во время работы. Для того чтобы она не превышала критических значений, в составе каждого двигателя работает система охлаждения. Его выход из строя чреват серьезными последствиями и дорогостоящим ремонтом.

И чем мощнее, сложнее и современнее двигатель, тем быстрее и незаметнее для водителя он может перегреться. Мы расскажем, чем опасен перегрев двигателя, каковы его наиболее распространенные причины и как этого избежать.

Чем опасен перегрев двигателя

Критическое повышение температуры двигателя, при котором могут измениться свойства смазочных материалов, рабочих жидкостей и даже конструкционных материалов, может обернуться длительным, сложным и дорогостоящим ремонтом с разборкой агрегата, заменой номенклатуры деталей и узлов. Наибольшие повреждения обычно обнаруживаются в цилиндро-поршневой группе и в плоскости дроссельного узла.

Степень повреждения двигателя также зависит от тяжести и продолжительности перегрева. При небольших превышениях температурного режима можно получить задиры в цилиндрах и снижение эластичности поршневых колец.

Если двигатель правильно «сварить», то можно ожидать всего, от оплавленных поршней, скрученных втулок и пробитого коленвала до трещин и деформаций ГБЦ.

У длинных рядных двигателей с большим количеством цилиндров головка блока больше страдает от перегрева, чем у коротких и компактных

Самые частые причины перегрева мотора

Антифриз может быть виновником того, что двигатель «кипит» при недостаточном уровне. В этом случае в системе появляются воздушные пробки, которые препятствуют циркуляции жидкости и тем самым ухудшают охлаждение двигателя.

Уйти антифриз из системы может через прохудившиеся патрубки, потерявший герметичность радиатор или треснувший расширительный бачок.

Перегрев может быть вызван заклиниванием термостата, когда охлаждающая жидкость не циркулирует через радиатор. А причиной «кипения» иногда становится выход из строя помпы системы охлаждения. Происходит это из-за обрыва приводного ремня или муфты, через которую он приводится. Или когда электровентилятор на радиаторе охлаждения не включается из-за прогнившей проводки, неисправного датчика или переключающего реле.

Современные двигатели "горячее" из-за большей отдачи. Их рабочая температура достигает 105 против 80 у старых двигателей

Не менее популярной причиной перегрева двигателей внутреннего сгорания являются грязные радиаторы охлаждения. В тесном подкапотном пространстве современных автомобилей их обычно несколько. И расположены они плотным «бутербродом».

Затрудненный доступ и невозможность нормальной очистки без снятия и промывки нарушают процессы теплообмена в системе, увеличивая риск «закипания». А расположенные близко к двигателю турбина, интеркулер и каталитический нейтрализатор только усугубляют ситуацию.

И, наконец, режимы работы тоже иногда вызывают перегрев. Причем это может быть не только агрессивная езда с педалью «в пол» или частые сильные ускорения, но и банальная перегрузка автомобиля: переполненный пассажирами салон, замусоренный багажник, мебель на крыше и прицеп у подъезда назад.

В этот список попадет все, что заставляет машину работать на пределе своих возможностей: от ухудшения аэродинамики, песка или слякоти под колесами, до частых подъемов в гору. А также всевозможные поломки и неисправности от спущенного колеса до подклинивания тормозов и изношенного проскальзывающего сцепления.

Как понять, что мотор перегрелся

Основным признаком перегрева двигателя является превышение рабочей температуры охлаждающей жидкости. Нормальными считаются значения в пределах 80−105 °С. Все вышеперечисленное является признаком перегрева двигателя.

Для автомобилей без указателя температуры о проблеме необходимо сообщить водителю с помощью индикатора на приборной панели.

Обратите внимание: Необходимо понимать, что пуск мотора в мороз создает большую нагрузку на аккумуляторную батарею.

Загорается при превышении критических значений.

Если не работает аварийный индикатор или указатель температуры или водитель не обращает на них внимания, он узнает, приближается ли она к «закипанию:

  • по пару, идущему из-под капота,
  • вибраций из-за закипания антифриза,
  • для уменьшения тяги и падения мощности,
  • над остановкой двигателя.

Что делать если мотор начал перегреваться

Если вы видите один или несколько признаков «варения» двигателя, не спешите оставлять машину посреди дороги и бегите от нее как можно дальше. Определенные действия минимизируют негативные последствия перегрева и, возможно, сэкономят нервы и деньги.

Прежде всего, сверните на обочину и остановитесь. Не глушите двигатель — вместе с ним остановится и насос, который циркулирует антифриз в системе. Включите печку в салоне для максимального притока воздуха с самой высокой температурой.

Это один из самых безопасных способов отвода лишнего тепла от системы охлаждения. Затем откройте капот, чтобы улучшить приток холодного наружного воздуха к двигателю и радиаторам.

Важно: Во избежание ошпаривания не открывайте пробку расширительного бачка (для добавления антифриза) до полного остывания двигателя.

Когда температура антифриза вернется к нормальным значениям, двигатель можно будет заглушить. Если из печки не идет горячий воздух и не падает температура, лучше сразу заглушить двигатель.

Возможно, порвался ремень привода насоса или вращается крыльчатка. Также стоит глушить двигатель, когда на дорогу вытекает горячий антифриз, его нет в расширительном бачке и неизвестно сколько осталось в системе.

После остывания автомобиля в расширительный бачок можно добавить тосол или дистиллированную воду. Во втором случае вспомните, сколько ушло на добавление концентрата охлаждающей жидкости в соответствующей пропорции.

По возможности на месте найдите и устраните неисправности, вызвавшие «накипь». Или вызвать эвакуатор, чтобы доставить машину в автосервис.

Как избежать перегрева двигателя

Лучше не доводить двигатель до «закипания», чем где-то по пути устранять последствия. Помните, что в жару двигателю легче перегреться. Поэтому летом старайтесь двигаться без резких и частых ускорений. Особенно в пробках и очередях.

Также регулярно тормозит. При этом воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах не происходит, а поршни охлаждают камеру сгорания, активно прокачивая воздух через цилиндры.

Антифриза в системе охлаждения вашего автомобиля хватает в среднем на 4-5 лет, поэтому не забывайте менять его каждые 60 000-80 000 км. Вместе с тем, на некоторых моделях автомобилей помпа также может потребовать замены. Обычно его хватает минимум на 90 000-100 000 км.

Не лишним будет почистить и промыть радиатор охлаждения. Его можно устраивать раз в пару лет. В идеале - со снятием радиатора. Регулярно проверяйте уровень антифриза в расширительном бачке, а при покупке охлаждающей жидкости не скупитесь на нее и отказывайтесь от продукции сомнительного качества.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Чем опасен перегрев мотора авто, как его избежать и что делать, если это все же произошло.