В России набирает обороты тенденция экономии на обслуживании автомобилей. Владельцы машин всё чаще отказываются от услуг официальных сервисных центров в пользу недорогих «гаражных» мастерских, а также самостоятельно покупают запчасти, стремясь сэкономить. Как отмечают эксперты, лишь около 30% автовладельцев в 2023 году обратились в крупные аккредитованные сети. За три года отток клиентов из официальных сервисов составил примерно 7%.
Специалисты предупреждают: такая экономия часто оказывается мнимой и сопряжена с серьёзными рисками. Значительная часть деталей, продающихся на рынках и в онлайн-магазинах по низким ценам, является контрафактной. Установка таких запчастей может привести не только к внезапным поломкам и дорогостоящему ремонту, но и стать причиной аварий на дороге.
Эконом-класс или игра с огнём?
Основная причина перехода на «гаражный» сервис — желание сэкономить. Водители самостоятельно ищут самые дешёвые варианты запчастей, а затем находят мастерские, готовые установить их за скромную плату. Однако, как поясняет Александр Груздев из «Груздев-Анализ», при таком подходе все риски, связанные с качеством детали и работой, полностью ложатся на плечи владельца автомобиля. Условная экономия сегодня может обернуться крупными расходами завтра.





Разница в цене между подделкой и оригиналом может быть колоссальной. Ян Хайтсеер, вице-президент Национального автомобильного союза, привёл яркий пример: деталь для Land Rover в официальной упаковке на рынке предлагали за 10 тысяч рублей, в то время как оригинал стоит около 60 тысяч.
«Гаражные» сервисы, особенно популярные в регионах и на окраинах крупных городов, часто представляют собой небольшое помещение с минимальным набором оборудования. Как отмечает автоэксперт Виктор Кондрашин, в них обычно работает один опытный мастер, возможно, с парой помощников. Главный недостаток таких точек — полное отсутствие каких-либо гарантий на работу и установленные детали. В официальном же сервисе мастера не только дают гарантию, но и могут профессионально оценить качество принесённой клиентом запчасти или предложить надёжную альтернативу.
Тенденция к удешевлению и рост цен
Тенденция к выбору более экономичных вариантов запчастей в 2023 году только усилилась. Татьяна Овчинникова, директор сети «Фит Сервис», констатирует, что доля эконом-сегмента на рынке запчастей выросла с 4% до 8%. При этом общая выручка от их продаж в сети упала, хотя количество проданных единиц возросло — люди сознательно выбирают более дешёвые аналоги.
Парадоксально, но на фоне спроса на экономичные варианты сами цены продолжают расти. За последние полгода стоимость таких расходников, как масляные фильтры, термостаты или свечи зажигания, для многих марок увеличилась на 5-10%. Как объясняет член правления Союза автосервисов Илья Плисов, оптовые компании, зависящие от импорта и валютных курсов, уже скорректировали цены вверх на 5-7%, а розничный рынок следует за оптовым.
После роста цен на 30% в прошлом году из-за логистических проблем, в 2023 году основной драйвер подорожания — курс рубля. Основатель «ГТК-Холдинг» Саид Залиев прогнозирует дальнейший рост стоимости запчастей на 25-30%. В первую очередь подорожают расходные материалы, требующие регулярной замены: фильтры, масла, шины, тормозные колодки и диски, свечи зажигания.
Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

Скрытая угроза: опасность контрафакта
Стремление сэкономить заставляет водителей покупать запчасти в сомнительных местах, где велик риск нарваться на подделку. Ян Хайтсир с сожалением отмечает, что люди часто обманываются красивой упаковкой и низкой ценой, не обладая достаточными знаниями для鉴别 подлинности.
Последствия установки контрафактной детали могут быть разными: от быстрой поломки, требующей повторной замены, до необходимости капитального ремонта узла. Илья Плисов обращает внимание на то, что подделки бывают разного качества — от грубых и очевидных до практически неотличимых от оригинала даже для профессионалов.
Самая серьёзная опасность — внезапный отказ техники в дорожных условиях. Виктор Кондрашин описывает тревожный сценарий: поломка может произойти ночью на трассе, что приведёт к внезапной остановке автомобиля. Водитель сзади идущего транспорта может не успеть среагировать, что чревато тяжёлым ДТП с человеческими жертвами.
Эксперты единодушно рекомендуют покупать запчасти только в проверенных, надёжных сервисных центрах, которые несут гарантийные обязательства. Это не только вопрос сохранности кошелька, но и безопасности жизни.
Взгляд государства на проблему
В Министерстве промышленности и торговли признают существование проблемы с обеспечением автозапчастями. В качестве одного из решений рассматривается механизм параллельного импорта для удовлетворения спроса. В ведомстве также подчёркивают важность развития отечественного производства автокомпонентов. По заявлению пресс-службы Минпромторга, комплекс мер государственной поддержки уже действует, что позволяет запускать новые инвестиционные проекты в этой сфере.
Роман Солдатов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Чем владельцам машин грозит установка некачественных запчастей.