Чем владельцам машин грозит установка некачественных запчастей

Россияне стали экономить на обслуживании своих автомобилей, уйдя от сертифицированных сервисных сетей к «гаражным» услугам, рассказали «Известиям» представители отрасли. Только 30% водителей обращаются в крупные сети АЗС, аккредитованные производителями; за три года отток из официальных служб составил 7%, констатируют они.

Водители также чаще самостоятельно приобретают запчасти на рынках, чтобы сэкономить. Специалисты предупреждают, что львиная доля таких запчастей является контрафактной, их установка может привести к поломкам автомобилей и авариям на дороге.

Эконом и класс

Лишь 30% автовладельцев в 2023 году выбрали для обслуживания своих автомобилей крупные СТО, рассказали «Известия» сети автосервисов «Фит Сервис» и аналитическое агентство «Груздев-Анализ». Отток от сертифицированных услуг за последние три года оценивался в 7%.

причина – желание сэкономить. Водители покупают запчасти самостоятельно, стараются найти самый дешевый вариант, а после этого едут в «гаражные» мастерские, где эту запчасть готовы установить за гораздо меньшие деньги», — Александр Груздев, руководитель «Груздев-Анализ», — рассказали «Известия». — Но такой подход приводит лишь к условной экономии, ведь все риски по качеству детали и сервиса берет на себя владелец автомобиля.

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАУ) Ян Хайтсеер заявил, что иногда разница в цене между контрафактом и оригиналом может составлять десятки тысяч рублей.

«На одном из рынков видел деталь для Land Rover в официальной упаковке за 10 тысяч рублей, хотя оригинал стоит почти 60 тысяч», — сказал он.

Небольшие «гаражные» автосервисы — явление популярное в России, особенно за пределами городов-миллионников, хотя и там встречается, рассказал «Известиям» автоэксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин. Они пользуются спросом у водителей, особенно неопытных, благодаря невысокой стоимости услуг.

«Чаще всего в таких сервисах работает только опытный человек — это собственник, который самостоятельно ремонтировал автомобили и помогал друзьям и соседям», — отметил эксперт. «Такой бизнесмен арендует небольшое помещение, устанавливает дешевое оборудование и нанимает студентов в помощь. Но такой сервис никогда и никому не даст никаких гарантий.

Эксперт подчеркнул, что только в официальном сервисе мастера могут оценить качество доставленной детали или предложить более дорогую, но надежную альтернативу.

Не тем курсом

В 2023 году при покупке автозапчастей водители все чаще будут выбирать экономичные варианты, подтвердила Татьяна Овчинникова, директор сети автосервисов «Фит Сервис.

«К 2023 году доля эконом-сегмента среди продаваемых запчастей удвоится с 4 до 8%», — сказала она «Известиям». — Например, в нашей сети общий доход от продажи запчастей уменьшился, хотя количество проданных товаров увеличилось.

Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

Люди ищут более дешевые альтернативы, и за последние полгода цены выросли: например, масляный фильтр, термостат, свечи зажигания для многих популярных марок автомобилей подорожали на 5-10%.

Оптовые компании зависят от импорта и курсов валют, поэтому за последний месяц продавцы уже скорректировали цену в рублях минимум на 5-7%, говорит член правления Союза автосервисов Илья Плисов.

«А розничные цены следуют за оптовыми ценами», — добавил он.

В прошлом году цены на запчасти выросли на 30% из-за проблем с логистикой, напомнил «Известиям» основатель инвестиционно-транспортной компании «ГТК-Холдинг» Саид Залиев. В 2023 году, по его словам, эта тенденция сохранится, но уже из-за курса рубля.

«В этом году есть риск, что стоимость запчастей вырастет еще на 25-30%», — отметил эксперт. - Сейчас, пока рынок ждет ряд позиций, многие продавцы пересмотрели ценник.

Саид Залиев считает, что больше всего подорожают самые распространенные комплектующие автомобиля – детали, которые должны заменяться по регламенту регулярно, без привязки к поломкам или авариям: фильтры, масло, шины, тормозные диски и колодки, свечи зажигания двигателя.

Дешево и опасно

В погоне за экономией люди стали чаще покупать запчасти в интернет-магазинах или на рынках, отмечает Ян Хайтсир. При этом водители легко ведутся на подделки.

«Ради экономики люди счастливы обманывать себя. Им не хватает знаний, они видят красивую упаковку, низкую цену и покупают», — пожаловался эксперт. Но они рискуют получить подделку. И уродливые части сделаны.

Ян Хайтцехер подчеркнул, что в лучшем случае деталь сломается в течение нескольких дней и потребует замены, в худшем – потребуется капитальный ремонт.

Илья Плисов также заявил о наличии контрафакта на рынке автозапчастей.

«При этом есть как невероятно качественные подделки, которые на первый взгляд сделаны на оборудовании не хуже оригинала, так и совершенно некрасивые», — подчеркнул эксперт. - Зачастую даже профессиональные участники рынка не могут идентифицировать подделки.

Он рекомендовал покупать запчасти только в надежных автосервисах, способных нести гарантийные обязательства.

После установки контрафактной детали поломка может застать водителя в самый неудобный момент, предупредил Виктор Кондрашин.

«Вы можете проехать по шоссе ночью и просто остановиться», — сказал он.

Эксперт добавил, что если машина вдруг остановится и двинется в потоке машин, транспорт сзади может не успеть среагировать — тогда последствия могут быть самыми серьезными.

В Минпромторге считают, что потребность в запасных частях может быть удовлетворена, в том числе, за счет механизма параллельного импорта. При поступлении соответствующих запросов отдел готов проработать вопросы поставки необходимых комплектующих.

Также необходимо развивать отечественное производство деталей, подчеркнули в ведомстве. «Комплекс мер государственной поддержки для развития отечественных производителей комплектующих уже действует, что позволяет запускать новые инвестиционные проекты», — сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства.

Роман Солдатов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Чем владельцам машин грозит установка некачественных запчастей.