Запуск федеральной системы такси в России: контроль, безопасность и риски роста цен

С осени 2024 года в России планируется запуск Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) для легкового такси. По мнению правительства, это нововведение позволит усилить контроль за отраслью и повысить безопасность пассажирских перевозок. Однако эксперты и представители рынка выражают опасения относительно возможных последствий, включая сокращение числа водителей и, как следствие, рост стоимости поездок для конечных потребителей.

Цели и механизмы новой системы

ФГИС для такси, запуск которой намечен на 1 сентября, создается на базе единой цифровой платформы «Гостех». Система призвана объединить данные из региональных реестров перевозчиков, транспортных средств и служб заказа. В течение суток в нее будут стекаться сведения о выдаче, приостановлении или аннулировании разрешений на таксомоторную деятельность. Как отмечают в правительстве, это позволит создать единое информационное пространство для всей отрасли, охватывающей более 20 миллионов пользователей и около 453 тысяч автомобилей.

Эксперты о плюсах и сложностях внедрения

Специалисты в целом поддерживают идею создания федеральной системы, видя в ней важный шаг к реформированию рынка такси. По словам экспертов, ФГИС позволит систематизировать разрозненные данные из регионов и создать прозрачную среду. Например, она может упростить легализацию для самозанятых водителей, избавив их от необходимости пользоваться услугами посредников.

Однако ключевой проблемой называют сжатые сроки внедрения. На отладку и интеграцию системы с региональными, зачастую устаревшими, реестрами требуется значительно больше времени. Специалисты предупреждают, что поспешный запуск без полноценного тестирования чреват техническими сбоями, которые могут парализовать работу целой индустрии. Для успешной реализации проекта необходима синхронная модернизация инфраструктуры как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Обратите внимание: Арабы купят полсотни грузовиков Tesla для перевозки мусора.

Риски для рынка и потребителей

Главный вопрос, волнующий и пассажиров, и игроков рынка, — как новая система повлияет на стоимость услуг. Официальная позиция предполагает, что финансирование ФГИС идет из бюджета, а значит, прямой нагрузки на тарифы быть не должно. Однако представители агрегаторов такси придерживаются иного мнения.

Они прогнозируют, что ужесточение требований и необходимость обязательной регистрации в едином реестре могут привести к уходу с рынка значительной части водителей, для которых такси — лишь подработка. Сокращение предложения на фоне стабильного спроса, в свою очередь, создаст условия для роста цен. Кроме того, существует риск расширения «серого» сегмента: нелегальные перевозчики могут вновь активизироваться в местах повышенного спроса, таких как аэропорты и вокзалы.

Крупные игроки, такие как «Яндекс Такси», пока воздерживаются от конкретных прогнозов, отмечая, что для оценки последствий необходимы детали о технических условиях интеграции с ФГИС.

Кирилл Сазонов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Станут ли дороже услуги перевозки для потребителей.