Российские автодилеры бьют тревогу: в ближайшее время цены на новые автомобили могут вырасти на 5-10%. Основными причинами называют предстоящую индексацию утилизационного сбора и ослабление рубля. Выход из ситуации представители отрасли видят в насыщении рынка, для чего необходимо снять барьеры для импорта и, что особенно важно, перезапустить государственную программу утилизации старых автомобилей. Реально ли в таких условиях ожидать снижения цен, разбирались эксперты.
Рынок в полуживом состоянии
Президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин заявил, что российский авторынок всё ещё далёк от восстановления и находится в «полуживом» состоянии. Несмотря на рост продаж по сравнению с прошлым годом, объёмы далеки от докризисных. Если в докризисные годы ежемесячно продавалось в среднем 155 тысяч машин, то в 2022 году этот показатель упал до 57 тысяч, а за первое полугодие 2023-го поднялся лишь до 73 тысяч.




Статистика ассоциации показывает масштаб проблемы: бренды, покинувшие рынок в 2021-2022 годах, в сумме продавали более 1,1 млн автомобилей в год. В прошлом году их место заняли лишь 300 тысяч машин, а за полгода 2023-го — около 89 тысяч, в основном за счёт схем параллельного импорта. Лидер рынка, АвтоВАЗ, также столкнулся с падением продаж, в то время как китайские производители стремительно наращивают своё присутствие: их доля выросла с 7% (115,7 тыс. штук) в 2021 году до 39% (172,7 тыс. штук) за первое полугодие 2023-го.
Дефицит предложения закономерно привёл к росту цен. Средняя цена нового автомобиля подскочила с 1,99 млн рублей в 2021 году до 2,6 млн рублей в текущий момент. Это спровоцировало ажиотажный спрос на автомобили с пробегом, где средний ценник также вырос с 800 тысяч рублей три года назад до 1,2-1,3 млн рублей сегодня.
Утилизация как инструмент влияния
РОАД уже обращался в правительство с просьбой отсрочить индексацию утильсбора, но особых иллюзий на этот счёт нет. В качестве компенсирующей меры Алексей Подщеколдин предлагает возродить программу утилизации, но в новой, более целевой форме. Суть предложения — предоставлять существенный бонус (например, 100 000 рублей) только тем, кто сдаёт старый автомобиль и покупает новую машину российской сборки.
«Таким образом мы сможем стимулировать локализацию производства. Государство может объяснить китайским компаниям: если собираете автомобили здесь — получаете поддержку по утилизации для ваших клиентов. Если просто ввозите готовые машины — ничего не получаете», — пояснил свою идею президент РОАД. Ассоциация планирует в ближайшее время представить детальный проект такой программы на рассмотрение властей.
Пути к удешевлению автомобилей
Сегодня, по расчётам дилеров, различные сборы (утилизационный, за ЭРА-ГЛОНАСС), налоги и логистика добавляют к цене новой иномарки в среднем 850-900 тысяч рублей. Подщеколдин приводит пример: если снизить эту нагрузку вдвое, цена популярного Volkswagen Jetta могла бы составить не 2,6 млн, а около 1,5 млн рублей. Это, в свою очередь, резко увеличило бы объём продаж и налоговые поступления в бюджет.

Ещё один резерв для снижения стоимости — взаимное признание сертификатов с Китаем.
Обратите внимание: Старую BMW M5 E39 без пробега хотят продать дороже новой Эмки.
Это позволит сэкономить на сертификации в России не менее 100 000 рублей на автомобиль и в перспективе открыть китайский рынок для российских автопроизводителей.Ключевым условием для реального снижения цен эксперты называют насыщение рынка. Когда предложение сравняется со спросом, производители сами начнут предлагать настоящие скидки, а не маркетинговые уловки. Параллельный импорт, по мнению Подщеколдина, пока играет важную стабилизирующую роль, и ограничивать его преждевременно, пока рынок не выйдет на объёмы в 1,5 млн автомобилей в год.
Проблемы отечественного автопрома
Дилеры скептически оценивают возможности российских производителей в краткосрочной перспективе. АвтоВАЗ, который должен быть локомотивом в бюджетном сегменте (до 2 млн рублей), не справляется с удовлетворением спроса. По словам Подщеколдина, значительная часть новых Lada Vesta NG поступает к дилерам в некомплектном состоянии и не может быть продана.
В пресс-службе АвтоВАЗа отказались комментировать заявления представителей дилерского сообщества, косвенно подтвердив, однако, наличие проблем с поставками комплектующих. В компании заверили, что эти трудности оперативно решаются и не влияют на отгрузку готовых автомобилей.
Эксперты поддерживают идею утилизации
Идею возобновления программы утилизации поддерживают и независимые эксперты. Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков согласен, что нормальное развитие рынка возможно только в условиях здоровой конкуренции и достаточного предложения. Он также положительно оценивает инициативу РОАД, но предлагает её доработать.
«Программа должна быть адресной и стимулировать покупку именно российских автомобилей. Человек, сдающий старую „Ладу“ и покупающий новую, тоже должен получить ощутимую поддержку, те же 100 тысяч рублей. Это будет справедливо и даст реальный импульс отечественному производству», — считает Кадаков.
Евгений Багдасаров
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Автодилеры хотят возобновления программы утилизации и предупреждают о росте цен.
