Уникальный полугусеничный Rolls-Royce Ленина: история раритета из Горок

В собрании музея-заповедника «Горки Ленинские» хранится поистине уникальный автомобиль — единственный в мире полугусеничный Rolls-Royce Silver Ghost. Эта машина представляет двойную историческую ценность: во-первых, это редчайший инженерный гибрид с гусеничным задним ходом, а во-вторых, она служила личным транспортом Владимира Ильича Ленина в последние годы его жизни.

Тайная покупка и необычный «тюнинг»

История этого «Серебряного призрака» началась с дипломатической хитрости. Осенью 1922 года автомобиль был приобретен в Англии не напрямую советским правительством, а через подставную организацию — Всероссийское кооперативное общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Лондоне. Эту фирму, созданную для обхода международных экономических санкций против молодой Советской России, возглавлял нарком внешней торговли Леонид Красин. Таким образом, удалось легально купить роскошный британский автомобиль для главы государства.

После доставки в Петроград машина отправилась не в гараж, а в цеха Путиловского завода. Там инженеры провели радикальную переделку, превратившую городской лимузин во всесезонный вездеход. Задние колеса заменили на гусеницы, переднюю ось оснастили лыжами для движения по снегу, а в салоне установили мощную печь — необходимость, учитывая суровые русские зимы с морозами до -40°C. Только после этой глубокой модернизации Rolls-Royce занял место в гараже особого назначения.

На службе у вождя и его последняя миссия

Переоборудованный Rolls-Royce стал надежным средством передвижения для Ленина во время его зимних поездок из Москвы в подмосковные Горки и по окрестностям. Однако самая мрачная и символичная поездка автомобиля состоялась уже после смерти вождя. В ночь с 21 на 22 января 1924 года личный шофер Ленина, Степан Гиль, на этом же полугусеничном Rolls-Royce доставил из Горок в Москву, в Институт мозга, контейнер с мозгом умершего руководителя страны. Обратный путь машина проделала с пустым цинковым ящиком, завершив свою прямую службу.

Обратите внимание: Видеообзор самого дешевого Toyota LC Prado 2018.

Технические особенности уникального экспоната

Сегодня этот раритетный автомобиль можно увидеть в музее «Горки Ленинские». Среди сохранившихся снегоходов той эпохи, которые в основном представлены моделями Ford или Packard, полугусеничный Rolls-Royce является абсолютно уникальным экземпляром.

Его габариты и сегодня поражают воображение: длина превышает 6 метров, высота и ширина составляют 2,1 м и 2,3 м соответственно, а полная масса с гусеницами приближается к трем тоннам. Несмотря на внушительные размеры, машина оснащалась для своего времени передовым силовым агрегатом — рядным шестицилиндровым карбюраторным двигателем объемом 7,4 литра. Его мощность в 75 лошадиных сил и огромный рабочий объем в 7428 кубических сантиметров в начале 1920-х годов считались выдающимися показателями.

По паспорту максимальная скорость автомобиля составляла 60 км/ч, однако, по воспоминаниям, водителю Ленина удавалось разогнать эту трехтонную махину до 80 км/ч, чему способствовала «длинная» четырехступенчатая механическая коробка передач. Аппетит у гиганта был соответствующим: архивные документы свидетельствуют о расходе топлива в 38 литров бензина на 100 километров пути.

Современное состояние и будущее раритета

К сожалению, в настоящее время уникальный автомобиль не на ходу. Ранее его техническим обслуживанием занимались высококлассные специалисты завода ЗиЛ и механики легендарного Гаража особого назначения (ГОН). Однако с середины 2000-х годов Rolls-Royce превратился в статичный музейный экспонат. Для возвращения его к жизни требуется сложный капитальный ремонт и замена многих уникальных деталей, что является серьезной реставрационной задачей для хранителей этого памятника истории и техники.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Рассказываем о приключениях раритетного «англичанина», возившего самого важного человека страны.