С наступлением весны, когда дороги окончательно освобождаются от снега и слякоти, на колесах многих магистральных грузовиков можно заметить необычный аксессуар — пластиковые бутылки. Их насаживают на головки болтов крепления дисков, и они торчат из-под колес, словно странные антенны. У непосвященного наблюдателя это зрелище вызывает закономерный вопрос: зачем это делается и есть ли в таком «тюнинге» практический смысл?
Визуальный помощник для сложных маневров
Установка пластиковых бутылок, чаще всего полуторалитровых, решает сразу несколько важных задач для водителя-дальнобойщика. Конструкция проста и надежна: бутылки плотно насажены на болты, поэтому не слетают от вибрации и могут преодолеть тысячи километров пути. При этом их легкий вес минимизирует влияние центробежной силы, что делает их безопасными для других участников движения.
Главная функция таких импровизированных маркеров — визуальное обозначение габаритов. Управление длинномерным автопоездом, особенно при движении задним ходом или в стесненных условиях, — сложная задача. Из кабины тягача водитель не видит колеса прицепа, что затрудняет точный расчет траектории. Выступающие за контур кузова бутылки служат отличными ориентирами, помогая «почувствовать» положение задней оси и сделать маневрирование более точным и уверенным. Однако помощь в парковке — лишь одна из их ролей.
Индикатор работы тормозов
Еще более важная функция бутылок связана с контролем состояния тормозной системы. Тормоза у магистральных грузовиков и прицепов принципиально отличаются от легковых: здесь используется не гидравлика, а пневматический привод, работающий от сжатого воздуха. Именно он издает знакомые шипящие и клацающие звуки. Эта система позволяет быстро сцеплять и расцеплять тягач с прицепами, нагнетая воздух в общие магистрали.
Пневматические тормоза, к сожалению, не всегда надежны и могут выходить из строя. На прицепах для подстраховки установлены резервные (стояночные) тормоза, которые автоматически блокируют колеса при падении давления в системе. Такое часто случается на стоянке. Поэтому перед началом движения водителю критически важно убедиться, что все колеса прицепа свободно вращаются. Мощный двигатель тягача может без особых усилий сдвинуть с места даже прицеп с заблокированным колесом, и невнимательный или уставший шофер может этого не заметить. Вот тут-то и приходят на помощь бутылки: если колесо не крутится, бутылка на нем остается неподвижной, что сразу бросается в глаза при проверке.
Обратите внимание: Какие б/у авто часто и незаслуженно критикуют.

Контроль за "ленивой" осью
Но, пожалуй, самая частая причина, по которой дальнобойщики используют бутылки, — это мониторинг работы так называемой «ленивой» оси. Для экономии топлива на современных полуприцепах применяется умная система: когда груза мало или нет совсем, одна из осей (или даже две) автоматически поднимается пневмоподвеской, и ее колеса перестают касаться дороги. Это снижает сопротивление качению и позволяет сэкономить до 10% горючего.
Однако автоматика иногда дает сбои. Бывает, что ось не поднимается, когда нужно, или, наоборот, опускается некорректно. В результате колесо может волочиться по асфальту, что приводит к его быстрому и бесполезному износу. Сигнальные лампы в кабине не всегда исправны или заметны. А вот мигающая в зеркалах заднего вида вращающаяся бутылка — это простой и безотказный индикатор. Если бутылка на какой-то оси неподвижна при движении, это явный сигнал водителю, что с «ленивцем» что-то не так и пора принимать меры.
Таким образом, обычная пластиковая бутылка в руках опытного шофера превращается в многофункциональный инструмент: маркер габаритов, индикатор исправности тормозов и сторож для «ленивой» оси. Это гениальное в своей простоте изобретение народной смекалки, которое помогает повысить безопасность и экономичность на дальних рейсах.
Владимир Гаврилов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Шоферы магистральных фур часто придумывают необычное применение для привычных предметов.

