Ошибки в выборе скорости: скрытые риски и юридические тонкости

Плюс 1 км/ч к разрешенной скорости может привести к ДТП?

Существует распространенное заблуждение, что небольшое превышение скорости, например, в рамках так называемых «нештрафных» 20 км/ч, абсолютно безопасно. Однако это не так. Хотя за такое превышение не последует штрафа при обычной фиксации, ситуация кардинально меняется в случае ДТП. Даже превышение на 1 км/ч, зафиксированное в ходе расследования, может стать формальным основанием для возложения части или всей вины на водителя. Причина проста: он нарушил пункт ПДД, предписывающий соблюдение установленного скоростного режима. Конечно, для этого потребуются экспертиза и доказательства причинно-следственной связи, но сама возможность существует.

Кроме того, важно понимать, что показания штатного спидометра автомобиля не являются абсолютно точными. По действующим стандартам, спидометр может лишь завышать реальную скорость, но не занижать ее. На погрешность также влияет размер шин. Например, установка резины с высотой профиля на 5% больше рекомендованной (частая практика при переходе на зимнюю резину) может привести к тому, что реальная скорость окажется примерно на 10% выше, чем показывает спидометр. Поэтому слепо доверять прибору не стоит — небольшой запас скорости будет разумной перестраховкой.

«Не справился с управлением» равно «превысил скорость»?

Особенно критичным выбор скорости становится в сложных условиях, например, зимой, когда ухудшается сцепление с дорогой и видимость. Важно помнить, что цифра на дорожном знаке — это максимальный, но не всегда безопасный лимит. Согласно пункту 10.1 ПДД, водитель обязан самостоятельно выбирать скорость, учитывая интенсивность движения, состояние автомобиля и дороги, погодные условия и видимость.

Это означает, что если водитель, даже не превышая установленный лимит, теряет управление из-за несоответствия скорости условиям (например, не успевает затормозить или уходит в занос), он будет нести ответственность. Ссылаться на плохую дорогу или погоду не получится, так как правила требуют, чтобы скорость всегда позволяла полностью контролировать автомобиль.

Обратите внимание: Статистика продаж авто в августе 2018 года.

Тормозить перед препятствием или объезжать его? Юридическая дилемма

Современная правоприменительная практика содержит еще один важный нюанс. Правила предписывают, что при возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять все возможные меры для снижения скорости вплоть до полной остановки.

Эта норма становится ключевой в типичной ситуации: один водитель выезжает на перекресток, нарушая правила, а другой, имеющий преимущество, пытается его объехать, теряет управление и попадает в аварию. Часто виновником признают именно того, кто маневрировал, а не того, кто создал помеху. Нарушителя могут лишь оштрафовать на небольшую сумму, а вся тяжесть последствий (включая возможные травмы и повреждения) ляжет на водителя, пытавшегося избежать столкновения.

Юридическая логика такова: правила в первую очередь требуют торможения, а не маневра. Сам по себе объезд не запрещен, но если водитель решился на него, то согласно пункту 8.1 ПДД он обязан обеспечить безопасность этого маневра для всех участников движения. Если авария все же произошла, считается, что безопасность обеспечена не была, а значит, есть вина.

Таким образом, с юридической точки зрения экстренное торможение — почти беспроигрышный вариант. Однако с точки зрения практической безопасности иногда действительно безопаснее объехать препятствие, чем пытаться остановиться, особенно на скользкой дороге. Универсального решения здесь нет, и каждый раз водителю приходится принимать сложное решение, основываясь на опыте и оценке ситуации. Но что точно может минимизировать риски в любой из этих ситуаций — так это своевременное и разумное снижение скорости.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Официальная статистика утверждает, что ошибки в выборе скоростного режима не являются основными причинами ни ДТП, ни травматизма в них.