Народный автомобиль за 500 тысяч: реальность или утопия для России?

В Государственной Думе выдвинули инициативу по созданию в России автомобиля, который был бы дешевле самой доступной Lada Granta. Для реализации этой идеи предлагается пересмотреть требования технического регламента по безопасности и изучить опыт производства бюджетных моделей за рубежом. Детали этого предложения и его возможные последствия для рынка рассмотрели «Известия».

Упростить, чтобы удешевить

Парламентарии предлагают Минпромторгу, НАМИ и крупнейшим российским автозаводам проанализировать международный опыт выпуска недорогих «народных автомобилей». Ключевой задачей также станет выявление избыточных норм в техрегламентах, которые, по мнению инициаторов, искусственно завышают стоимость производства в России.

С соответствующим письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину обратился лидер фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Ранее его фракция уже анонсировала проект «Народный автомобиль» с целевой ценой около 500 000 рублей.

В обращении утверждается, что в нынешних условиях автомобиль, сопоставимый или превосходящий Lada Granta по уровню безопасности и комфорта, теоретически может быть произведен с гораздо меньшими затратами. Авторы инициативы подчеркивают, что текущая стартовая цена бестселлера АвтоВАЗа — от 778 тысяч рублей — является неподъемной для значительной части населения, лишая многих возможности приобрести даже самый простой новый автомобиль.

Мировой опыт: бюджетные модели существуют

Как отмечают эксперты, на мировом рынке действительно присутствуют автомобили, чья цена в рублевом эквиваленте оказывается существенно ниже, чем у «Гранты». Об этом «Известиям» рассказал вице-президент Национального автомобильного союза (НАН) Антон Шапарин.

В качестве примеров он привел малайзийскую Proton Saga (от 625 тыс. руб. в базе с кондиционером, АБС и камерой), индийские модели Maruti Suzuki Celerio (от 519 тыс. руб.) и Renault Kwid (от 454 тыс. руб.), а также рекордно доступный Maruti Suzuki Alto (от 342 тыс. рублей). По словам Шапарина, разница в восприятии качества между такими автомобилями и «Грантой» не является кардинальной.

Эксперт также обратил внимание на сегмент электромобилей, где в Китае представлены модели вроде Wuling Mini EV (от 380 тыс. руб.) или Chery QQ (от 388 тыс. руб.). Для контраста, самый доступный электрокар в России, Evolute I-Pro, даже с учетом господдержки оценивается в 2 млн рублей. Однако локализация подобных бюджетных моделей в РФ, по мнению Шапарина, упирается в завышенные требования отечественного техрегламента.

Безопасность vs. Доступность: в чем противоречие?

Жесткие нормы пассивной безопасности, прописанные в российском техрегламенте, являются серьезным барьером для выхода на рынок сверхбюджетных моделей, поясняет эксперт.

Системы сертификации России и Китая несовместимы, что требует дорогостоящих доработок конструкции. Кроме того, действующие экологические стандарты (Евро-5/6) также не позволяют выпускать очень дешевые машины с ДВС. Россия приняла нормы развитых автомобильных держав, но не всегда может им соответствовать в производстве, иногда устанавливая даже более строгие требования.

При этом безопасность многих бюджетных моделей, представленных на том же индийском рынке, действительно вызывает вопросы. Renault Kwid изначально провалил независимые краш-тесты, а Maruti Suzuki Alto K10 получил крайне низкие оценки от Global NCAP. Антон Шапарин, однако, парирует, что средний возраст парка в России составляет 15 лет, и любая новая машина будет безопаснее старой. По его мнению, автомобиль ценой около 500 тысяч рублей найдет своего покупателя, несмотря на компромиссы.

Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

Главный вызов — объемы производства

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков отмечает, что ни в одной стране мира новый автомобиль не является товаром массовой доступности для 100% населения. В текущих российских условиях создание машины за 500 тысяч рублей он считает крайне сложной задачей.

Сегодняшняя цена на базовую «Гранту» уже близка к минимально рентабельной. Дальнейшее ее снижение возможно лишь за счет сокращения зарплат или давления на поставщиков, что чревато социальными и экономическими рисками.

Теоретически, организация сборочного производства доступной китайской или иной модели в России возможна. Однако, как подчеркивает Кадаков, удержать цену в заявленных рамках можно только при гигантских тиражах — от 300 до 500 тысяч машин в год. Меньшие объемы неизбежно приведут к удорожанию. Для запуска такого проекта потребуются колоссальные инвестиции, а главное — гарантированный сбыт. Даже «Гранта» в свои лучшие годы при цене около 600 тысяч рублей продавалась тиражом 120–130 тысяч в год.

Независимый консультант Сергей Бургазлиев объясняет разницу в стоимости логикой масштаба: при выпуске в сотни тысяч единиц цена автомобиля резко снижается за счет оптовых скидок на комплектующие и распределения постоянных издержек завода. По его мнению, выпуск «народного» автомобиля в России за 400-600 тысяч рублей с базовым набором опций (АБС, подушки, кондиционер) реален. За основу можно взять платформу устаревшей, но отработанной модели от дружественного производителя.

«Народным» автомобиль можно назвать тогда, когда среднестатистическая семья сможет накопить на него за 1,5-2 года без серьезного ущерба для бюджета», — считает Бургазлиев.

Официальная позиция: «Гранта» уже народная

Ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров уже высказывал скепсис относительно возможности создания автомобиля дешевле 500 тысяч рублей, соответствующего современным стандартам. По его словам, Lada Granta, чья цена начинается от 750-800 тысяч рублей, уже является «народным» автомобилем. С учетом государственных программ утилизации или льготного кредитования ее цена для конечного покупателя может снижаться примерно до 680 тысяч рублей.

В Нацавтосоюзе признают проблему завышения дилерских цен на «Гранту» относительно рекомендованных. На «АвтоВАЗе» эту ситуацию понимают и уже начали проверку ценовой политики в крупных дилерских центрах, анонсировав также запуск онлайн-продаж с фиксированными и прозрачными ценами.

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Насколько перспективны для отечественного рынка машины из Индии.