Насколько перспективны для отечественного рынка машины из Индии

В Госдуме считают, что в России можно производить автомобиль дешевле, чем Lada Granta. Для этого необходимо упростить требования технического регламента по безопасности, а также изучить конструкцию дешевых моделей зарубежного производства и оценить возможность их производства в РФ. Подробности и перспективы инициативы уточняли «Известия».

Не требуйте многого

Минпромторгу, НАМИ и ведущим российским автопроизводителям предлагается изучить зарубежный опыт производства дешевых «народных автомобилей». Кроме того, следует приложить усилия для выявления избыточных требований в техрегламентах, препятствующих производству таких моделей в России.

Письмо с такими инициативами на имя премьер-министра Михаила Мишустина направил лидер фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Ранее фракция выступила с инициативой проекта «Народный автомобиль» с ориентировочной стоимостью 500 000 рублей.

«В современных условиях автомобиль, сравнимый или превосходящий Lada Granta по безопасности и комфорту, может быть произведен значительно дешевле отечественной модели», — говорится в письме. В тексте уточняется, что сейчас бестселлер АвтоВАЗа стоит от 778 тысяч рублей, и у большинства россиян нет возможности купить самый простой автомобиль по аналогичной цене.

Равнение на Восток

На самом деле в некоторых странах выпускаются автомобили, которые в пересчете на рубли стоят значительно меньше Гранты, рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза НАН Антон Шапарин.

Так малайзийская Proton Saga на местном рынке в виде российских рублей стоит от 625 тысяч, а такой автомобиль в базовой комплектации имеет две подушки безопасности, кондиционер, АБС, ESC и даже камеру заднего вида. Также в Малайзии доступен Perodua Axia за 693 000 рублей, а в Индии Maruti Suzuki Celerio за 519 000 рублей и кроссовер Renault Kwid, который предлагается в Индии по цене, эквивалентной 454 000 рублей. Maruti Suzuki Alto еще дешевле: цена в пересчете на российские деньги начинается от 342 тысяч рублей.

— Я ездил на Maruto Suzuki Alto K10. Это плохая машина, но это машина, и я не увидел кардинальной разницы с Грантой, — говорит Шапарин.

По словам эксперта, даже электромобили могут быть очень дешевыми. Так китайский Lingbao Coco стоит 420 тысяч рублей в пересчете на рубли, Wuling Mini EV предлагается за 380 тысяч рублей, Chery QQ — за 388 тысяч рублей. Для сравнения, самый доступный в России электромобиль Evolute I-Pro будет стоить 2 млн рублей с учетом госсубсидий.

Но даже эти современные электромобили не могут быть локализованы в России из-за завышенных требований техрегламента, отмечает Антон Шапарин.

Вопрос национальной безопасности

Технический регламент устанавливает строгие правила, когда речь идет о пассивной безопасности, поясняет эксперт.

— Наша система сертификации несовместима с китайской. Чтобы привезти сюда продукцию из Китая, необходимо будет изменить конструкцию, чтобы она соответствовала российским требованиям. Он не позволяет выйти на рынок дешевым китайским электромобилям и не позволяет производить их аналоги. К тому же у нас жесткие экологические нормы и их надо поднимать до Евро-6, что не позволяет выпускать более-менее дешевые автомобили с ДВС. Мы взяли на себя требования развитой мощности автомобиля, но мы не можем удовлетворить эти требования. Иногда они жестче немцев», — отметил Шапарин.

Между тем есть существенные проблемы с безопасностью автомобилей, выставленных Шапариным на индийский рынок. Renault Kwid провалил независимые краш-тесты и смог получить скромные три звезды только после серьезных доработок. Maruti Suzuki Alto K10 получил всего две звезды за защиту взрослых и ноль баллов за защиту детей при лобовом столкновении по правилам Global NCAP.

Антон Шапарин отвечает, что сейчас средний возраст автомобиля в России — 15 лет.

Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

Он считает, что любая новая машина будет безопаснее. А при ценнике в районе 500 тысяч рублей такая машина будет пользоваться спросом.

Нужны тиражи

В мире нет страны, где каждый человек может позволить себе купить новый автомобиль, отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. А в нынешних условиях сделать автомобиль стоимостью 500 тысяч рублей в нашей стране крайне сложно, подчеркивает он.

- Самая доступная сейчас «Гранта» уже продается с минимальным уровнем рентабельности. Снизить цену на него можно, только снизив заработную плату сборщиков или потребовав от поставщиков снизить стоимость комплектующих. Но это вызовет социальную напряженность, потерю тех же поставщиков, — сказал он «Известиям».

Теоретически возможна организация производства в России доступной модели из Китая или другой страны, считает Кадаков. Но удержать затраты в пределах 500 тысяч рублей можно только при огромных объемах в 300-500 тысяч автомобилей в год. В противном случае получится намного дороже, подчеркивает он.

- Создание такого производства потребует гигантских инвестиций. Но эти машины еще надо продать даже за 500 000 рублей. Та же «Гранта» пару лет назад стоила около 600 тысяч рублей, но при этом в год продавалось 120–130 тысяч таких автомобилей, — отметил Максим Кадаков.

Разница в стоимости автомобилей в Китае и аналогичных моделей, собираемых в нашей стране, объясняется себестоимостью их производства в зависимости от объемов производства, говорит независимый консультант автомобильной отрасли Сергей Бургазлиев.

- При годовом производстве в несколько сотен тысяч единиц стоимость автомобиля будет намного ниже по сравнению с выпуском 20-30 тысяч автомобилей. В первую очередь из-за значительных скидок на большие объемы комплектующих, а также меньшей доли так называемых заводских затрат в цене автомобиля - счета за электроэнергию, аренду и т.д. Также не следует сбрасывать со счетов "корпоративную жадность" , — рассказал «Известиям» эксперт.

По его словам, выпуск «народного» автомобиля в нашей стране вполне реален при условии, что он будет стоить 400-600 тысяч рублей и иметь АБС, подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений и зеркал. Он может быть основан на одной из многих компактных моделей предыдущего поколения от любого дружественного автопроизводителя, подчеркивает он.

«Народный автомобиль можно назвать автомобилем, потому что покупка среднестатистической семьи может отложить часть бюджета на 1,5-2 года без ущерба для качества жизни», — уверен Бургазлиев.

Нет ее народнее

Ранее глава Минпромторга РФ Денис Мантуров отмечал, что «народный» автомобиль, которым является Lada Granta, не может стоить меньше 500 тысяч рублей по той простой причине, что дешевый аналог не может соответствовать современному. Требования к безопасности и комфорту.

По словам Мантурова, Lada Granta, ценник которой начинается от 750-800 тысяч рублей, полностью соответствует званию «народного» автомобиля. Кроме того, Granta можно купить со скидкой, если покупатель воспользуется программой государственной поддержки. В этом случае автомобиль будет стоить около 680 тысяч рублей.

В Национальном автомобильном союзе отмечают, что цены на «Гранту» у дилеров зачастую выше рекомендованных. Эту проблему понимают на «АвтоВАЗе» — российский автогигант начал проверку цен в трех своих крупных центрах и пообещал запустить онлайн-продажи автомобилей с прозрачными ценами.

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Насколько перспективны для отечественного рынка машины из Индии.