Праворульные автомобили на дорогах СНГ давно перестали быть диковинкой, но обычно это машины японского или, реже, британского производства. Однако настоящий шок у знатоков и простых прохожих вызывают автомобили советского автопрома с рулём справа. Это не самодельный тюнинг, а настоящие заводские модели, созданные для экспорта. Такие машины, известные как реэкспортные, сегодня являются большой редкостью и настоящей находкой для коллекционеров.

Экспортные версии: лучшее для зарубежного рынка
Многие слышали, что для зарубежных покупателей советские автомобили выпускались в улучшенных комплектациях — с более богатой отделкой и опциями, недоступными внутри страны. Но мало кто знает, что помимо леворульных, существовали и полноценные праворульные модификации. Их создавали не для Японии, как можно было бы подумать, а для рынка Великобритании, где в начале 1980-х годов они пользовались заметной популярностью. Под маркой Lada Riva на Запад поставлялись модели ВАЗ-2104, 2105 и 2107. По европейским меркам это были доступные и практичные автомобили, которые после небольшой доработки местными дилерами становились вполне конкурентоспособными. Сегодня в самой Британии найти такую Riva — задача сложнее, чем отыскать суперкар. В России же эти машины и вовсе считаются уникальными артефактами, за которыми охотятся настоящие энтузиасты.

История одного раритета: путь из Англии в Россию
Одним из таких энтузиастов является Иван, в чьей коллекции уже побывало несколько праворульных «Жигулей». Гордостью его собрания стала редчайшая праворульная «четвёрка» — Lada Riva 1988 года выпуска. Эта машина уникальна своей аутентичностью: она практически полностью сохранила заводское состояние без поздних переделок, что и определяет её высокую коллекционную ценность.

Судьба этого автомобиля полна перипетий. В конце 1980-х его пригнал из Англии в СССР житель Карелии. После некоторого периода эксплуатации машина на два десятилетия оказалась заброшена в гараже. Затем её выкупил и привёз в Москву друг Ивана, который в итоге уступил раритет самому коллекционеру. Несмотря на долгий простой, автомобиль сохранился прекрасно. Он никогда не был в авариях, что подтверждается оригинальными стёклами 1988 года, а также отсутствием следов ремонта кузова.

Внешний вид и особенности
Экстерьер машины — это капсула времени. Сохранены все заводские элементы: английские шильдики, боковые декоративные полосы, оригинальные диски Melber. Дилер при продаже установил дополнительную решётку радиатора с фарами, а также редкие зеркала Hagus и специальную защёлку люка.




Салон, за исключением руля справа, знаком любому поклоннику «классики». К счастью, передняя панель, которая на многих праворульных экземплярах сильно страдает от времени и солнца, здесь в идеальном состоянии. Сиденья были заменены на более современные от «семёрки» ещё до покупки, но весь остальной интерьер — родной. Приборная панель проградуирована в милях, а одометр показывает честные 84 000 миль (около 135 000 км).




Техническая часть: что под капотом и кузовом
В моторном отсеке установлен родной 1.3-литровый двигатель мощностью 64 л.с., работающий в паре с 5-ступенчатой коробкой передач. Главное отличие от леворульных аналогов — зеркальное расположение рулевого механизма, педального узла и монтажных отверстий в моторном щите. При этом большинство запчастей взаимозаменяемо с обычными ВАЗ-2104 и 2105. Единственная потенциальная проблема — оригинальная рулевая рейка, новую для которой сегодня найти практически невозможно.




Ходовая часть полностью идентична серийной «четвёрке»: дисковые тормоза спереди, барабанные сзади, зависимая задняя подвеска. Однако за долгие годы простоя все резинотехнические изделия и сайлент-блоки пришли в негодность, поэтому подвеску пришлось полностью обновить для безопасной эксплуатации.

Планы на будущее и феномен коллекционной ценности
Ближайшая задача владельца — полная покраска кузова, так как за 35 лет оригинальный лакокрасочный слой значительно выцвел и потускнел. В дальнейшем автомобиль будет использоваться исключительно как машина для воскресных прогулок и храниться в отапливаемом гараже. Такой раритет требует бережного отношения.




Lada Riva — это автомобиль-легенда, приковывающий к себе внимание. Если праворульные «японцы» стали привычной частью пейзажа, то праворульные «Жигули» — это экзотика в квадрате. Таких машин в оригинальном, нетюнингованном состоянии остались единицы. Эта машина создана не для скорости, а для неспешных поездок, созерцания дороги и, как шутит владелец, «сбора лайков». Подобные экземпляры — живая история автопрома, которую важно сохранить для будущих поколений.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: ВАЗ-2104 с правым рулем.


