Права водителя при осмотре и досмотре автомобиля: что разрешено инспектору ГИБДД

Имеет ли право сотрудник ГИБДД садиться в ваш автомобиль?

Решение о том, допускать ли инспектора в салон автомобиля для оформления документов или иных служебных действий, остаётся исключительно за водителем. Законодательство не устанавливает никакой ответственности для автовладельца, который отказал сотруднику в такой просьбе. Как поясняет автоюрист Константин Юрков, прямого запрета на нахождение инспектора в машине нет, но это всегда вопрос безопасности и добровольного согласия. Например, при оформлении ДТП инспектор может работать из машины одного из участников, но только если сам водитель не против и это не создаёт угрозы.

Эту позицию поддерживает коллега, юрист Георгий Холманский. Он акцентирует внимание на том, что согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), основанием для того, чтобы инспектор сел в автомобиль, может быть только обоснованное подозрение в совершении водителем преступления или серьёзного правонарушения. Во всех остальных ситуациях у сотрудника ГИБДД такого права нет. Поэтому, если инспектор просит разрешения, водитель вправе вежливо, но твёрдо отказать.

Осмотр или досмотр автомобиля — в чём принципиальная разница?

Обе процедуры направлены на обеспечение безопасности и пресечение нарушений закона, но их юридическая природа и порядок проведения существенно отличаются. Основанием для их начала может стать любое подозрение, что транспортное средство или перевозимый груз используются в противоправных целях.

Конкретными поводами для проверки со стороны ГИБДД могут служить оперативная ориентировка, данные о возможном использовании авто в преступных целях, необходимость сверить маркировку кузова с документами или убедиться в соответствии перевозимого груза сопроводительным бумагам.

Автоюрист Константин Юрков объясняет ключевое отличие: Осмотр — это визуальная проверка. Инспектор может попросить вас открыть багажник, бардачок или двери, но он ничего не трогает руками. Все действия по демонстрации содержимого автомобиля выполняет сам водитель. Осмотр может проводиться в рамках профилактических мероприятий или уже в ходе расследования административного дела.

Досмотр — процедура более серьёзная. Она регламентирована статьёй 27.9 КоАП РФ и предполагает обследование транспортного средства без нарушения его конструктивной целостности. В ходе досмотра могут быть проверены багажник, бардачок, технологические полости. Проводится он при наличии конкретных подозрений, например, что в машине перевозят оружие, наркотики, взрывчатые или радиоактивные вещества.

Что будет, если отказаться от осмотра?

Важно понимать, что отказ от добровольного осмотра может дать инспектору законные основания для проведения принудительного досмотра. Константин Юрков предупреждает: если водитель отказывается открыть, например, багажник по просьбе сотрудника, эта ситуация может быть расценена как необходимость в досмотре. Поэтому крайне важно с самого начала чётко понимать, какую процедуру вам предлагают и на каком основании.

Эксперты настоятельно рекомендуют водителям фиксировать весь процесс взаимодействия с инспектором на видео. Это право есть у любого гражданина, в том числе у пассажиров. Видеозапись может стать ключевым доказательством в случае спорной ситуации.

Если в ходе осмотра или досмотра были допущены нарушения (например, инспектор вёл себя некорректно или превысил полномочия), у водителя есть несколько путей для защиты своих прав. Можно написать жалобу начальнику подразделения ГИБДД, а также обратиться в органы прокуратуры или в суд. Все свои замечания и несогласия необходимо подробно излагать в протоколе, который составляется по итогам процедуры.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Авто Mail.