«Я тоже готов сесть за руль», — сказал он, признавшись, что ездит по выходным, в том числе на работу, а в будни пользуется услугами шоферов. «В будние дни мне действительно комфортнее, быстрее и удобнее с водителем. Но это касается не всех чиновников, — добавил министр. — Возможна ли пересадка?
Борьба за те или иные ограничения использования служебного транспорта ведется в России не годами, а даже десятилетиями. Например, еще первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев просил на ХХ съезде «устранить практику закрепления автомобилей за отдельными работниками путем установки строго ограниченного количества личных автомобилей».
В принятом тогда правительственном постановлении планировалось сократить количество служебных автомобилей (преимущественно личных) на 63 тысячи (примерно на 10-15%), а для обслуживания номенклатуры создать большие гаражные дворы. На самом деле мало что изменилось: к концу существования СССР чиновников разного уровня обслуживало около 400 000 служебных автомобилей и еще около 350 000 специальных. На техническое обслуживание тратилось столько же бюджетных средств, сколько и на весь городской пассажирский транспорт в Советском Союзе.
Странно, что сейчас в открытых источниках вы не найдете точных данных о количестве служебного автотранспорта и личных водителей, а также тех, кто находится в «разъездных» автомобилях (их используют чиновники и депутаты). При этом в РФ на конец прошлого года было зарегистрировано около 50 млн легковых автомобилей, а количество людей с профессией «профессиональный водитель» оценивалось по разным источникам в пределах от 10 до 15 млн человек, из которых необходимо вычесть не менее 4 миллионов водителей грузовиков. Минимальная оценка численности занятых водителей – не менее 5 млн человек.
Поскольку количество госслужащих в России сейчас больше, чем во всем Советском Союзе, можно предположить, что количество служебного транспорта точно не меньше (бюрократические замашки особо не изменились). Таким образом, речь идет о сотнях тысяч автомобилей.
Зарплаты «персональных водителей» (что можно понять, изучив рынок предложений и вакансий) сильно разнятся по регионам — от 30 тысяч в провинции до 85 тысяч в Петербурге и от 100 тысяч в Москве. «Путешествующие» водители получают меньше. Проблемы бухгалтерского учета усугубляются тем, что сейчас, в отличие от Советского Союза, массово используются различные схемы непрямого финансирования, по сути служебные автомобили. Как правило, аренда у сторонних юридических лиц.
В этой сфере слишком многое вообще формализовано неформально. Кроме того, «личный водитель» часто выступает фактическим гарантом порядка для всей семьи чиновника. На бумаге есть ограничения на использование служебного транспорта в личных целях, но в реальной жизни они не работают. А вообще, с учетом содержания транспорта, все это обходится государству в сотни миллиардов рублей в год (содержание автомобиля в год с водителем не менее 100-200 тысяч рублей).
Около десяти лет назад в Думе поднимался вопрос о резком сокращении количества служебного транспорта, предоставлении компенсаций госслужащим в обмен на заработную плату. С тех пор не было достигнуто большого прогресса. В 2020 году тем же Минфином рассматривался вопрос об активном привлечении агрегаторов такси для замены служебного транспорта «без личного ремонта автомобиля с установлением ограничений по времени, территории и классу обслуживания».
Обратите внимание: Nanoprotec #10yearschallenge – от стартапа до международного нанопроекта.
Также планировалось установить компенсацию за отказ от автомобиля, а также запретить выделение автомобиля госслужащим при руководителе структурного подразделения.В этом направлении достигнут определенный прогресс. В самом Минфине практикуются командировки сотрудников, которые пользуются услугами такси, аналогичная практика давно налажена в ЦБ. Некоторые ведомства полностью отказались от собственного парка служебных автомобилей. Проекты по передаче транспортных услуг региональным властям с использованием такси запущены в семи из 85 субъектов: в Москве и Санкт-Петербурге, Карелии, Удмуртии, Алтайской, Нижегородской и Белгородской областях.
Точных открытых данных о количестве служебных автомобилей нет. Но чиновников в России больше, чем во всем Советском Союзе, поэтому служебных автомобилей сотни тысячОднако не все так просто. Во-первых, использование такси, как мы его понимаем, не означает, что за руль сели сами чиновники, такси – это не машина общего пользования. Использование бюджета для этого все еще продолжается. Во-вторых, рост использования такси не всегда приводит к сокращению общественного транспорта. Возьмем ту же Белгородскую область, которая сейчас хорошо известна в связи с совсем другими событиями (обстрел ВС Украины).
Как выяснили местные журналисты, обещание бывшего губернатора (Евгения Савченко, датированное 2019 годом) резко снизить стоимость служебного автопарка и перейти на легковые автомобили (предположительно беспилотные) выполняется не очень. На конец 2022 года в провинциальном автопарке насчитывалось 258 человек, из них 153 водителя. Это в том же районе! В 2019 году в нем было 152 служебных автомобиля, на конец 2022 года – 168. Часть автомобилей была арендована.
В любом случае, прежде чем приступать к очередной реформе служебного транспорта и кампании по переводу чиновников с заднего сиденья на переднее, необходимо провести тщательную проверку состояния дел. Отвечать на понятные вопросы, предоставлять публичный отчет налогоплательщикам. Сколько "личных водителей" содержится в нашей стране за государственный счет на разных уровнях власти (с разбивкой)? Какие затраты несут соответствующие структуры? Сколько так называемых «туристических автомобилей» и водителей используют чиновники?
Разобравшись в масштабах расходов, можно переходить к обсуждению вопроса о компенсации чиновникам за использование личного автотранспорта в служебных целях, в том числе путем «пересадки на переднее сиденье». Если такая компенсация в текущей ситуации в целом оправдана.
Георгий Бовт
Больше интересных статей здесь: Новости.