Почему мутнеют фары автомобиля и как их восстановить: полное руководство

Многие водители замечают, что со временем свет фар становится тусклым и рассеянным. Хотя причин ухудшения освещения может быть несколько, наиболее распространенная из них — помутнение и запотевание корпусов фар. Это не просто косметический дефект. Слабое освещение дороги приводит к повышенной утомляемости водителя в ночное время и существенно повышает риск дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, свет от мутных фар неправильно рассеивается и может ослеплять водителей встречного транспорта. Давайте подробно разберемся, из-за чего возникает эта проблема и какие существуют эффективные способы ее решения.

Последствия такой ситуации могут быть очень неприятными – как минимум водитель будет больше уставать при езде ночью, а как максимум недалеко до аварии. Изношенные фары также слепят незаметных водителей встречных транспортных средств. Поэтому давайте выясним, почему мутнеют фары и как бороться с этой неприятной проблемой.

Основные причины помутнения фар

Ухудшение работы автомобильной оптики может происходить по разным причинам: из-за окисления контактов, внутреннего загрязнения или сбоев в системе регулировки. Однако главный враг яркого света — это именно помутневший и поцарапанный внешний корпус фары, который значительно снижает светопропускание.

Современные автомобили все чаще оснащаются фарами с поликарбонатными (пластиковыми) рассеивателями, которые вытесняют традиционные стеклянные. Пластик легче, дешевле в производстве и безопаснее при аварии. Однако он обладает и существенным недостатком — меньшей стойкостью к внешним воздействиям.

Если раньше владельцы автомобилей со стеклянными фарами (например, классических моделей ВАЗ) сталкивались с проблемой помутнения лишь через много лет эксплуатации, то с пластиковыми аналогами ситуация иная. Сегодня полировка фар после двух-трех лет активной езды стала обыденной процедурой.

В чем же причина такой недолговечности? Пластиковые поверхности очень чувствительны к механическим воздействиям. Обычная очистка от грязи сухой или грубой тряпкой действует как абразив, оставляя на корпусе микроцарапины. Со временем они накапливаются, и поверхность становится матовой, напоминая «бычий пузырь». Дополнительный ущерб наносят мелкие камни и щебень, летящий из-под колес, которые оставляют сколы и трещины.

Агрессивная химия также вносит свой вклад: дорожные реагенты и сильнодействующие средства для омывателей постепенно разрушают пластик. Наконец, поликарбонат подвержен негативному влиянию ультрафиолетового излучения. Под прямыми солнечными лучами он желтеет, что не только портит внешний вид автомобиля, но и серьезно ухудшает качество света.

Методы восстановления прозрачности фар

Если корпус фары серьезно поврежден (имеются глубокие трещины или сколы), самым надежным решением будет его замена. Однако в большинстве случаев помутнение и мелкие царапины можно успешно устранить, вернув оптике первоначальную прозрачность. Наиболее популярный метод — механическая шлифовка с последующей полировкой и защитным лакированием. Существует и альтернативный химический способ, при котором поверхность пластика обрабатывается специальным растворителем, сглаживающим дефекты.

Если на фаре есть небольшая трещина, перед основной полировкой ее можно заделать специальным полимерным составом по аналогии с ремонтом лобового стекла.

Способы полировки фар

Механическая полировка

Это самый распространенный метод, предполагающий удаление поврежденного верхнего слоя пластика с помощью электроинструмента: болгарки, дрели или специальной полировальной машинки со шлифовальными насадками. Работу, как правило, проводят без снятия фары с автомобиля, воздействуя только на ее внешнюю поверхность.

Если у вас нет опыта, лучше доверить эту работу профессионалам. Однако при желании можно справиться и самостоятельно. В зависимости от степени повреждений снимается слой толщиной от 0,1 до 2 миллиметров. Только после качественной шлифовки можно переходить к финишной полировке.

Для полировки используются специальные абразивные пасты. Среди профессиональных средств популярна паста ГОИ на основе оксида хрома. В домашних условиях многие автолюбители успешно применяют обычную зубную пасту, иногда смешанную с пищевой содой.

Химическая (бесконтактная) полировка

Этот метод не требует механического воздействия. На поверхность фары наносится специальный химический состав на основе растворителей (часто ацетона или дихлорэтана), который частично растворяет верхний слой пластика, сглаживая царапины и возвращая глянец. Для активации процесса состав обычно нагревают, например, с помощью специального нагревательного устройства. После такой обработки фару обязательно покрывают защитным лаком или ультрафиолетовым фильтром. Также в качестве защиты может использоваться полиуретановая пленка.

Восстановление с помощью лакировки

Этот способ является альтернативой глубокой полировке. Его суть заключается в заполнении мелких царапин и неровностей специальным лаком. Важно помнить, что этот метод подходит только для фар с неглубокими повреждениями (царапины не более 3 мм) и может применяться как для пластиковых, так и для стеклянных корпусов.

Обратите внимание: С наступлением первых морозов все водители сталкиваются с сезонной необходимостью замены летней резины на зимнюю.

Перед лакировкой необходимо удалить старый пожелтевший слой лака и провести легкую ручную полировку для выравнивания поверхности. Процесс начинается со шлифовки наждачной бумагой с зернистостью 400, а затем 1200. Шлифовку удобно проводить с использованием воды. После этого фару сушат, обезжиривают и наносят лак (лучше всего двухкомпонентный из специального баллончика).

Важно использовать составы, предназначенные именно для вашего типа фар (пластик или стекло). Наносить лак нужно аккуратно, за один проход, предварительно защитив кузов автомобиля пленкой. Полное высыхание и затвердевание покрытия занимает до 48 часов, в течение которых фары лучше не включать.

Самостоятельная полировка фар: пошаговая инструкция

Если вы хотите сэкономить или любите работать над автомобилем своими руками, восстановить фары можно в гараже. Для качественного результата потребуется полировальная машинка, специальная паста, набор насадок, защитный лак и другие расходные материалы.

Комплект для полировки фар

Для простой очистки от легких помутнений можно обойтись специальной полиролью и мягкой тряпкой, которые продаются в любом автомагазине.

Вне зависимости от выбранного способа, работу начинают с тщательной мойки и сушки фары. Затем на поверхность наносят тонкий слой полировальной пасты. При ручной полировке состав втирают круговыми движениями в течение 20-30 минут. Использование электроинструмента ускоряет процесс в 2-3 раза.

Крайне важно не давить на инструмент слишком сильно, иначе абразив может оставить глубокие царапины. Если паста начинает загустевать, поверхность можно слегка смочить водой.

Для придания идеального блеска после основной полировки используют финишную пасту с мелким абразивом. Ее втирают мягкой тканью до появления зеркального блеска, после чего остатки состава удаляют сухой чистой салфеткой.

Быстрое восстановление специальными салфетками

Наиболее оперативный способ — использование готовых наборов для восстановления фар, которые обычно включают две салфетки, пропитанные активным составом, и перчатки. Такие салфетки эффективны против легкого помутнения, пожелтения и мелких царапин. Перед применением фару необходимо вымыть. Для лучшего результата можно предварительно обработать поверхность очень мелкой наждачной бумагой (зернистостью от 1800). Важно помнить, что такие салфетки предназначены только для пластиковых (поликарбонатных) фар.

Народный метод: полировка зубной пастой

Вернуть прозрачность фарам можно с помощью обычной зубной пасты, особенно с отбеливающим эффектом. Помимо пасты, вам понадобится полировальная машинка с мягкой насадкой, обезжириватель, салфетки и вода.

После мойки и обезжиривания фары нанесите пасту на насадку или губку. Полируйте поверхность около 5 минут машинкой или 15 минут вручную. Затем смойте остатки пасты водой, высушите фару и для долговечности результата нанесите защитный лак (удобно использовать лаковые салфетки).

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Корпуса фар автомобиля замыливаются и мутнеют из-за контакта с грязью, ультрафиолетом, реагентами, а также при неаккуратном протирании тряпкой.