Непрерывные передачи были изобретены в Германии, хотя они стали популярными в Японии. Многие автомобили из страны восходящего солнца используют именно эти коробки передач, доказавшие свою эффективность в процессе эксплуатации. Такие же коробки ставятся на одноплатформенные модели, продающиеся в Европе под разными брендами, включая Nissan Qashqai, Teana и X-Trail, Mitsubishi Lancer, Galant, ASX и Outlander, Renault Koleos, Citroen C-Crosser, Peugeot 4007 и так далее. Вариаторы дешевы в производстве и экономичны. Однако у них есть несколько важных недостатков, сильно влияющих на продажи. Что это за недостатки и можно ли их исправить?
Неприятная «песня»
Общаясь с вариатором, водителям не нравится звук при работе даже на новых коробках. Этот звук издает металлический цепной ремень, а также вращающиеся конусы шкивов. Дело в том, что, в отличие от обычной гидромеханической коробки передач, передаточное число в вариаторе реализуется за счет движения не шестерен, а ремня, работающего за счет натяжения и трения. Под нагрузкой на высоких скоростях создается уникальное акустическое сопровождение, которое всегда присутствует и проходит через любую шумоизоляцию, подобно тому, как высокочастотный вой электрической двери разносится по бетонным стенам и перекрытиям.
Для человеческого слуха эти высокочастотные волны не всегда приятны. Они могут меняться во время движения автомобиля. На непрогретой коробке слышно урчащее шипение, затем при повышении температуры частота увеличивается и появляется вой, а при увеличении оборотов двигателя слышен свист.
Звук меняется с годами. Кроме того, присутствует гул изношенных подшипников и вой изношенного ремня, скользящего по шкивам под нагрузкой.
Производители автомобилей знают об этой проблеме, но полностью избавить трансмиссию от присущих ей недостатков невозможно в силу физических принципов ее работы. Обычные механические редукторы или гидравлические машины звучат совершенно по-другому, ведь крутящий момент в них передается за счет вращения шестерен.
Плавный разгон
Другим важным недостатком является отсутствие фиксированных шагов. Водители, переселившие с автомобилей с механической коробкой передач, а также те, кто ездил на автомобилях с автоматом, не всегда могли понять и принять алгоритм работы вариатора. При легком дросселе коробка передач обеспечивает приемлемый крутящий момент не открытием дросселя и увеличением тяги, а перемещением шкивов. Таким образом, двигатель экономит топливо и снижает выброс вредных веществ в атмосферу. Если посмотреть на спидометр и тахометр, то можно увидеть, как увеличивается скорость по мере того, как стрелка тахометра медленно падает с 3500 об/мин до 1500 об/мин
Бесступенчатое увеличение ускорения подсознательно вызывает недоверие и сомнения в надежности трансмиссии.
Обратите внимание: Какие редкие спорткары встречаются на автосвалках Японии (видео).
Чтобы понять водителей, автопроизводители стараются наделить вариатор функциями обычной автоматической коробки передач. Они прописывают в памяти программные режимы работы, заставляя шкивы длительное время находиться в фиксированных положениях, имитируя 8 шагов. Это так называемые спортивный и ручной режимы работы, которые повторяют набор передач гидромеханического автомата. Но в привычном комфортном движении вариаторы продолжают жить своей особой жизнью.Зимнее прогревание
Вариатор очень хорош для стран с теплым климатом, из-за этого он заметно экономичнее автомата. Но в России с ее двухлетней зимой требует особого отношения. Например, в холодную погоду вариатор нельзя эксплуатировать без полного прогрева. При холодной смазке ремень прорывает защитную пленку и царапает поверхность конуса, вызывая царапины. Такие места становятся концентраторами напряжения, а с увеличением нагрузки повышается работоспособность. Поэтому в холодном состоянии коробка передач фактически переходит в аварийный режим, устанавливает шкивы напрямую и так работает до тех пор, пока не наберет рабочую температуру. Увеличивается расход топлива, а КПД вариатора зимой резко падает.
Неаккуратность с акселератором
Если правильно использовать вариатор, он прослужит почти столько же, сколько и гидромеханический автомат. Ресурс коробки приближается к 150-180 тыс км. Однако не все правильно управляют вариатором. Достаточно несколько раз неудачно поскользнуться в грязи или снегу, чтобы повредить поверхность шкивов. Царапины приводят к отслаиванию металла и образованию микрочипов, загрязняющих масло.
Посторонние частицы попадают в редукционный клапан давления масла и вызывают его зависание, в результате чего давление в рабочей жидкости становится нестабильным. В результате нарушается циркуляция масла, ремень еще больше трется о поверхность, а отдача увеличивается.
Часто такие процессы происходят в коробке у нерадивых водителей после пробега в 60 000 км. Поэтому эксплуатировать вариатор нужно осторожно, не заносить грязь на автомобиль и стараться не нагружать автомобиль резкими разгонами и торможениями. Однако не всем российским автолюбителям нравится спокойный ритм вождения.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Бесступенчатые коробки были придуманы в Германии, хотя распространение получили в Японии.