Можно ли ездить с уровнем масла ниже минимума? Разбираем работу масляного насоса

Масляное голодание — одна из самых серьезных угроз для двигателя, ведущая к ускоренному износу и возможному выходу из строя ключевых деталей. Но всегда ли падение уровня масла ниже минимальной отметки на щупе мгновенно приводит к этой проблеме? Давайте разберемся в принципах работы системы смазки.

Как работает система смазки двигателя

Основная задача системы — обеспечить непрерывную циркуляцию моторного масла по специальным каналам к трущимся поверхностям деталей (таким как коленвал, распредвал, поршневые кольца). Центральным элементом этой системы является масляный насос. Он забирает жидкость из поддона картера и под давлением прокачивает ее по всему контуру. Важно понимать, что общий объем залитого масла всегда превышает тот, который непосредственно участвует в циркуляции в каждый момент времени. Пока одна часть масла работает, другая находится в картере, отстаиваясь и охлаждаясь.

Что происходит при низком уровне масла?

Когда уровень опускается ниже отметки «MIN», это не означает мгновенной остановки циркуляции. Насос продолжает работать и, как правило, еще способен поддерживать необходимое давление в системе, достаточное для смазки. Главная опасность для двигателя кроется не в самом низком уровне, а в критическом падении давления масла.

Обратите внимание: В Украине задержали рекордно пьяного водителя.

Такая ситуация возникает при серьезных неисправностях: поломке самого насоса или при катастрофической утечке масла, когда в систему вместо жидкости начинает попадать воздух (эффект «подсоса воздуха»). В этом случае на приборной панели современного автомобиля загорается аварийная красная лампа давления масла, сигнализирующая о необходимости немедленной остановки двигателя.

Скрытые риски езды с низким уровнем

Несмотря на то, что давление может сохраняться, эксплуатация автомобиля с недостаточным количеством масла вредна. Во-первых, нагрузка на масляный насос возрастает, что может сократить его ресурс. Во-вторых, уменьшается объем масла в картере, отвечающий за его охлаждение. Масло не успевает достаточно остыть, циркулирует перегретым, что приводит к его быстрому старению, окислению и потере защитных свойств. Фактически, оно перестает эффективно защищать детали от износа, даже если давление в норме.

Вывод прост: лучшая стратегия — регулярно проверять уровень масла и своевременно доливать его до рекомендуемой отметки, как указано в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Это нехитрое действие значительно продлит жизнь двигателю.

Владимир Гаврилов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Разбираемся с нюансами работы масляного насоса в автомобиле.