Многим автовладельцам знаком специфический запах, который исходит от салона новой машины. Для некоторых он ассоциируется с приятным ощущением новизны, но для других становится источником дискомфорта: вызывает головную боль, раздражение слизистых и даже симптомы, схожие с астматическими приступами. Такая реакция — не просто каприз чувствительного обоняния, а тревожный сигнал организма о присутствии вредных химических соединений.
Исследования подтверждают, что эти опасения обоснованы. Испарения от материалов отделки салона могут содержать вещества, признанные канцерогенными и способные нанести серьёзный ущерб дыхательной системе. Новое масштабное исследование, проведённое учёными из Калифорнийского университета в Риверсайде, детально изучило эту проблему и её последствия для здоровья человека.
Невидимая угроза: что скрывается за запахом новизны?
Результаты многомесячной работы исследователей были опубликованы в авторитетном научном издании Science Direct. Специалисты пришли к однозначному выводу: пластиковые панели, обивка сидений, ковровые покрытия и другие элементы интерьера нового автомобиля в процессе эксплуатации выделяют целый коктейль летучих органических соединений. В ограниченном пространстве салона их концентрация может достигать опасных уровней.
Наиболее распространёнными и вредными компонентами этого «коктейля» являются формальдегид и бензол. Они могут присутствовать в воздухе в виде невидимых паров или мельчайшей пыли. Особую опасность эти вещества представляют для тех, кто проводит в машине много времени, например, во время ежедневных длительных поездок на работу. Учёные подсчитали, что для получения максимально допустимой суточной дозы формальдегида достаточно провести в новой машине всего около 20 минут.
В Российской Федерации формальдегид официально отнесён ко второму, «высокоопасному» классу веществ. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также включила его в список соединений, представляющих угрозу для здоровья. Пары формальдегида в первую очередь атакуют слизистые оболочки и кожу, вызывая раздражение, зуд, головную боль, воспаление глаз, слабость и проблемы с концентрацией внимания. Длительное воздействие повышает риск развития аллергических реакций и онкологических заболеваний.
Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.
Бензол, в свою очередь, негативно влияет на кроветворную систему и может нарушать репродуктивную функцию. Важным фактором, усиливающим испарение вредных веществ, является температура. При нагреве салона до +30°C интенсивность выделения паров возрастает примерно на 20%, а в раскалённой до +50°C машине, долго стоявшей на солнце, концентрация формальдегида и бензола может увеличиться на 70%. Качество материалов также играет ключевую роль: дешёвый пластик, как правило, «фонит» гораздо сильнее, чем качественные и сертифицированные компоненты отделки.
Практические меры защиты: как обезопасить себя в салоне
Снизить риски от воздействия вредных испарений вполне реально, если следовать нескольким простым, но эффективным правилам. Самое главное — обеспечить регулярное и интенсивное проветривание салона, особенно в тёплую и жаркую погоду.
Если автомобиль долго стоял на солнце, не стоит сразу садиться в него и закрывать двери. Откройте все окна или двери на несколько минут, чтобы создать сквозняк и выгнать скопившиеся пары. Включите кондиционер на полную мощность, предварительно проветрив салон. Во время поездки также полезно периодически открывать окна для притока свежего воздуха. Зимой, когда скорость испарения химикатов снижается из-за низких температур, частоту проветривания можно уменьшить.
Значительную помощь в очистке воздуха оказывает угольный салонный фильтр. Его активный компонент — активированный уголь — работает как губка, эффективно поглощая молекулы формальдегида, бензола и других вредных газов, не давая им циркулировать в салоне. Установка такого фильтра не только уменьшает «запах новизны», но и защищает от выхлопных газов и других загрязнителей, проникающих с улицы. Для дополнительной фильтрации уже находящегося в салоне воздуха можно включить систему климат-контроля в режиме рециркуляции, заставив вентиляторы прогонять воздух через фильтрующий элемент.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Запах новой машины вызывает неприятные ощущения и иногда головную боль и другие астматические реакции.

