Рост цен и дефицит запчастей в России: какие детали страдают чаще всего и сколько стоит ремонт после ДТП

Введение санкций привело к острому дефициту и значительному удорожанию автозапчастей в России. Ситуация стала настолько серьёзной, что страховые компании, Центробанк и Минфин обсуждают возможность использования для ремонта по ОСАГО контрактных (бывших в употреблении) агрегатов и деталей. Параллельно средний чек за услуги автосервисов с начала 2023 года вырос на 21%.

Авто Mail.ru провёл собственное расследование, пообщавшись с представителями страхового рынка, автосервисов, дилеров, таксопарков и тюнинг-ателье. Мы выяснили, какие детали чаще всего страдают в авариях, какие из них сейчас самые дорогие и проблемные с точки зрения поставок.

Мнение страховых компаний и аналитиков

По словам экспертов, в ДТП в первую очередь повреждаются внешние элементы кузова. «Чаще всего страдают бамперы, крылья и двери, — отмечает Виталий Княгиничев, директор дирекции розничной торговли «Ингосстраха». — Средняя сумма ремонта сейчас достигает 100 тысяч рублей. Сложности есть со всеми брендами, кроме российских и китайских, но и у последних могут возникнуть проблемы с электронными компонентами».

Сергей Демидов, вице-президент по автострахованию «Ренессанс Страхование», добавляет, что на долю бамперов, крыльев, крышки багажника и решётки радиатора приходится около 70% всех повреждений. Далее следуют двери, капот и стойки. Самыми дорогими деталями в первой группе он называет крышку багажника, особенно на хэтчбеках, где часто бьётся и заднее стекло. Во второй группе — двери и капоты.

Аналитики цифрового сервиса Exodrive, специализирующегося на оценке стиля вождения, предоставили наглядную инфографику. Согласно их данным, чаще всего в авариях страдает задняя левая фара. Также в зоне высокого риска — передний бампер, фары и крылья (как передние, так и задние).

Средняя стоимость полиса КАСКО, по данным «Ренессанс Страхование», сейчас составляет около 120 тысяч рублей, но эта цифра сильно варьируется в зависимости от марки автомобиля и тяжести ущерба. Наиболее проблемными с точки зрения доступности запчастей стали американские бренды (Chevrolet, Cadillac), а также Nissan, Infiniti, Mercedes-Benz, Land Rover, Porsche и Renault.

Страховой Дом ВСК приводит другие цифры: средняя выплата по ОСАГО с начала года — 65 тыс. рублей. Ремонт самого популярного в России автомобиля — ВАЗа — обходится в среднем в 64 тысячи. В этом же ценовом диапазоне (64–66 тыс. руб.) находится восстановление после ДТП для немецких марок (Mercedes-Benz, BMW, Audi). Чуть дешевле ремонт корейских Hyundai и Kia — около 59 тысяч рублей. Набирающие популярность китайские бренды (Chery, Geely, Haval и другие) также демонстрируют доступные цены — в среднем 60 тысяч рублей за восстановительный ремонт.

Отдельно страховщики отмечают случай с разбитыми стёклами, на который пришлось почти 3% страховых случаев по КАСКО в первом квартале 2023 года. Средняя стоимость такого ремонта — 50,2 тыс. рублей, однако бывают и исключения. Например, владельцу Toyota RAV4 восстановление после разбития стекла обошлось в 420 тыс. рублей.

Взгляд из автосервисов и дилерских центров

«Наиболее дорогостоящими являются детали электротехнической группы, оптика и элементы системы безопасности, такие как подушки безопасности, — делится наблюдениями Ярослав Кукарин, руководитель автокузовного сервиса FIT SERVICE. — На старых автомобилях недешево обходятся аудиосистемы или устройства контроля движения. Кстати, из-за дороговизны запчастей такие автомобили ценятся среди мошенников, которые организуют фиктивные ДТП».

Эксперт также отмечает парадоксальную ситуацию с новыми китайскими автомобилями: дилеры активно их продают, но не всегда обеспечивают склады кузовными деталями для ремонта. Цены на запчасти с начала кризиса выросли на 20-100%, а стоимость услуг автосервисов — на 10-15%.

В пресс-службе Группы «АВТОДОМ» ситуацию оценивают более оптимистично: по сравнению с летом 2022 года наличие многих запчастей улучшилось. В наличии есть лобовые стёкла, фары, бампера, колёса, фильтры. Однако сложности остаются с поставками сложных узлов: двигателей в сборе, головок блока цилиндров, агрегатов трансмиссии. Их ожидание может затянуться на три месяца и более. В целом средняя стоимость уникальных автозапчастей с начала 2022 года выросла примерно вдвое.

Опыт таксопарков и каршеринга

«Мы наблюдаем резкий рост цен на запчасти для отдельных моделей, — говорит Дмитрий Матвеев, генеральный менеджер My Car Rental. — Например, год назад фара для Datsun mi-DO стоила 17 000 ₽, а сейчас — 79 000 ₽. И это ещё оптовая цена». Самая большая проблема, по его словам, — детали для автомобилей снятых с производства марок. Найти их можно, но срок ожидания растягивается от 20 дней до 3 месяцев.

Саид Залиев, основатель ГТК-Холдинга, управляющего таксомоторными парками, подтверждает, что у служебных и арендных автомобилей чаще всего страдают бамперы (передний и задний), затем крылья, крышка багажника, капот и фары. Легче всего сейчас с запчастями для отечественных и китайских авто. Для японских, корейских и европейских брендов поставки в целом налажены, но цены выросли на 30-50%, а средний срок доставки составляет от 2 недель до месяца.

Мнение специалистов по тюнингу

«В ДТП чаще всего страдает бампер и левая фара автомобиля, поскольку она находится на линии первоначального контакта при лобовом столкновении, — объясняет Владимир Халтуринский, основатель тюнинг-ателье ITS. — Цена на стандартные бамперы многих моделей обычно не «запредельная», если речь не идёт о кастомных или спортивных версиях. А вот с оптикой дела обстоят сложнее».

Эксперт обращает внимание на важный нюанс: чем «богаче» комплектация автомобиля, тем дороже и сложнее найти запчасти, поскольку основные продажи приходятся на базовые версии. Например, фары на одной и той же модели могут быть галогенными или светодиодными, что кардинально меняет их стоимость. Особые сложности возникают с ремонтом автомобилей не массового сегмента, таких как BMW i3, Z4, Mazda CX-9 или Hyundai Palisade.

«Наиболее серьёзные проблемы при ремонте после ДТП связаны с оптикой, особенно с фарами автомобилей премиум-класса, — подтверждает Дмитрий Полунин, генеральный директор «Ларте Дизайн». — Речь идёт в первую очередь о лазерных фарах, которые устанавливаются, например, на BMW X7, Audi A8, Q8. Это сложные и очень дорогие узлы — их стоимость может достигать 400 000 – 500 000 рублей. Аналогичная ситуация с фарами последних поколений Porsche Cayenne».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Авто Mail.