Немецкий инжиниринговый центр Porsche: как инженеры из Штутгарта помогали советскому автопрому

Марка Porsche у большинства ассоциируется с роскошными спортивными автомобилями, однако для самой компании производство машин под собственным именем всегда было скорее имиджевым проектом. Основу её бизнеса составляют инжиниринговые услуги — разработка и доработка технологий для клиентов по всему миру. В этой роли немецкие специалисты успели поработать и в Советском Союзе, оказав значительное влияние на развитие отечественного автопрома.

ВАЗ-2108 «Самара»: масштабная переработка

Наиболее известным сотрудничеством Porsche с СССР стала глубокая доработка платформы для нового семейства переднеприводных автомобилей ВАЗ, известного как «Самара» (в частности, модели 2108). Изначально советские инженеры самостоятельно работали над созданием современного автомобиля, способного конкурировать на европейском рынке. Однако быстро стало ясно, что для достижения мирового уровня требовались знания и опыт, которых на тот момент не хватало.

Переговоры начались в 1979 году, а после демонстрации прототипов немецкой стороне в 1980 году было заключено соглашение. Специалисты Porsche провели тщательные испытания и сформулировали 467 конструктивных замечаний, затрагивающих ключевые узлы автомобиля: двигатель, коробку передач, подвеску и кузов. Это потребовало кардинальной переработки машины.

В течение двух с половиной лет инженеры из Штутгарта провели колоссальную работу. Они оптимизировали двигатель, повысив его мощность и эффективность системы охлаждения, одновременно снизив уровень шума. Были усилены многие компоненты, доработан карбюратор и значительно увеличен ресурс выхлопной системы.

Не осталась без внимания и трансмиссия: синхронизаторы, сцепление и механизм переключения передач были существенно улучшены. Полную переработку прошли рулевое управление, передняя и задняя подвески, что в итоге положительно сказалось на управляемости, плавности хода и общей устойчивости автомобиля. Исчезли вибрации на руле, была улучшена эргономика.

Обратите внимание: Редчайшие ретро-авто 40 лет простояли заброшенными в центре города.

Кузов также подвергся серьёзным изменениям: был переделан моторный отсек, усилена кабина и зоны деформации, установлены новые крепления сидений и бензобака, спроектированы новые двери, капот и бамперы. Кроме того, немцы разработали с нуля эффективную климатическую систему для салона.

Практически все электрооборудование — система зажигания, стартер, генератор, светотехника — было пересмотрено и модернизировано. Этот титанический труд не прошёл даром: автомобиль был доведён до ума. Совместный проект был официально завершён 31 мая 1984 года, после чего ВАЗ-2108 отправился в серийное производство.

Несостоявшееся поколение «Москвичей»

Сотрудничество с Porsche началось даже раньше работы над «восьмёркой». В начале 1970-х годов Московский завод АЗЛК и Министерство автомобильной промышленности заказали у немецкой компании глубокую модернизацию устаревающей модели «Москвич-412».

Успех этой работы впечатлил советское руководство. Уже в 1974 году, как отмечал в своём письме председатель Porsche Эрнст Фурман, Минавтопром заказал у немцев разработку целого нового модельного ряда для АЗЛК. Завод готовился к выпуску автомобилей нового поколения, которые должны были соответствовать уровню европейских конкурентов.

Планы были амбициозными. Немецкие инженеры предложили создать единую платформу, на основе которой можно было бы выпускать сразу восемь типов кузовов: седан, купе, универсал, минивэн, пикап, коммерческое купе, малолитражку и даже кроссовер — решение, опережавшее своё время.

Особый акцент делался на надёжность и долговечность техники, что в условиях дефицита позволяло экономить ресурсы. Из-за ограниченного бюджета проекта было решено остановиться на проверенной заднеприводной архитектуре, так как освоение переднего привода требовало больших вложений.

Для будущего семейства планировался широкий ряд силовых агрегатов: 4- и 6-цилиндровые бензиновые двигатели (как карбюраторные, так и инжекторные) мощностью от 60 до 120 л.с., а также несколько дизельных вариантов. К сожалению, этот масштабный проект так и не был реализован в полном объёме, хотя многие технические решения и наработки позже нашли своё отражение в модели «Москвич-2141».

Владимир Гаврилов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Немецкий инжиниринговый центр доводил многие отечественные автомобили.