Что интересного обнаружили ученые на Земле за последние два года

Кажется, что времена великих географических открытий уже прошли, но с каждым годом ученые продолжают открывать на Земле новые объекты, ранее не известные науке. РБК Life решил вспомнить самые необычные находки, сделанные за последние пару лет.

Пещера с первобытным лесом

В научной фантастике есть поджанр «Затерянный мир», названный в честь знаменитого одноименного романа Артура Конан Дойля. В таких произведениях описываются скрытые от остального мира места, где могут быть ранее неизвестные науке животные и растения. Аналогичный участок был обнаружен в мае 2022 года группой китайских ученых, изучающих спутниковые фотографии Гуанси-Чжуанского автономного района. На фотографиях специалисты смогли увидеть новую карстовую пещеру, куда сразу же была организована экспедиция. Прибыв на место, исследователи увидели огромную воронку глубиной 192 м, длиной 306 м и шириной около 150 м, на дно которой еще не ступала нога человека.

Когда исследователи вместе со спелеологами спустились, они обнаружили на дне разлома нетронутый первобытный лес высотой до 40 м, перевитый массивными лианами, а также небольшое озеро с чистейшей бирюзовой водой, некогда входившее в состав подземной реки. По словам одного из участников экспедиции, ситуация на дне вертикальной пещеры заставила его вспомнить фильм «Аватар». «Вороны окутали нас, как паутина. Они были настолько толстыми, что невозможно было представить, куда вы хотите сделать следующий шаг, сказал он. Ученые предполагают, что в первобытном лесу можно встретить неизвестные науке виды животных и растений. В настоящее время ведутся исследования карстового провала.

Голубая дыра в Мексике

Голубые дыры — это полностью затопленные воронки ниже уровня моря. Такое название они получили из-за резкого контраста цвета воды - от светлого по краям вертикальной пещеры до темно-синего непосредственно в глубине. Недавно такая же огромная воронка была обнаружена в заливе Четумаль у побережья полуострова Юкатан в Мексике. Это место известно во всем мире благодаря кратеру Чиксулуб, образовавшемуся 66 миллионов лет назад в результате падения астероида, что, вероятно, стало причиной вымирания динозавров.

Сейчас там обнаружена новая голубая дыра: при средней глубине залива 4,5 м дно внезапно обрушивается и опускается до 274 м. Самая глубокая из известных голубых дыр в мире, Дыра Дракона в Южно-Китайском море (более глубиной 300 м), обнаруженный в 2016 году. Исследователи говорят, что вода в голубых дырах содержит ничтожное количество кислорода, а солнечный свет достигает только поверхности. В таких условиях хорошо сохраняются окаменелости и останки старых вымерших животных, поэтому исследования таких массивов могут дать представление о том, какой была жизнь на Земле тысячи лет назад.

Подводный вулкан в форме кекса

Еще одно подводное открытие было сделано в апреле 2023 года, когда крупнейшее в мире беспилотное судно для картографирования морского дна обнаружило ранее неизвестный подводный вулкан необычной формы у берегов Калифорнии.

Обратите внимание: В авариях с участием какого авто не погиб ни один человек за последние 15 лет.

Получив первые снимки, исследователи сразу же сравнили гору на дне Тихого океана с традиционным американским бандитским пирогом, имеющим характерную конусообразную форму с отверстием наверху. «Подводные горы, как правило, имеют пологие склоны, как у Фудзиямы. Но этот вулкан на самом деле очень крутой — он возвышается над морским дном, как большая башня», — рассказал один из исследователей.

Такую форму подводной горы, возвышающейся над морским дном на высоту 975 м, можно объяснить двумя причинами. Согласно первой, конус образовался в результате интенсивной вулканической деятельности, сопровождавшейся постоянными извержениями. По другой, крутые склоны были обусловлены осевшими на горе остатками животного, растительного и минерального происхождения. Такие подводные горы, образовавшиеся в результате вулканической деятельности, иногда «протыкают» поверхность воды и образуют острова наподобие Гавайев, говорят ученые. Однако он не достигал уровня моря примерно на 350 м, поэтому всегда оставался скрытым под водой.

Река в Антарктиде

В конце 2022 года климатологи в западной части Антарктиды обнаружили крупную реку длиной в несколько сотен километров, которая протекает под ледниковым покровом на континенте. Открытие было сделано путем изучения спутниковых снимков, анализа радиолокационных данных с самолета и изучения движения и таяния ледяных масс. Оказалось, что подо льдом лежала целая речная система протяженностью около 460 км, которую по размерам и водотоку можно сравнить, например, с русской Онежей.

«Когда мы впервые обнаружили озера под антарктическим льдом пару десятилетий назад, мы думали, что они изолированы друг от друга. «Теперь мы начинаем понимать, что там есть целые системы, связанные огромными речными сетями, какими они были бы, если бы над ними не было тысяч метров льда», — сказал Мартин Зигерт, ученый из Imperial. Колледж Лондон. Специалисты намерены провести аналогичные измерения и в других частях Антарктиды, чтобы понять, как такие «скрытые» реки влияют на ускоренное таяние ледяной шапки на самом южном континенте Земли.

Ошибка с самым северным островом

Иногда современные крупные открытия ошибочны. Ярким примером является остров-призрак под названием Кекертак-Аваннарлек, открытый летом 2021 года исследователями у северной оконечности Гренландии.

Его открытие стало настоящей сенсацией. Небольшой остров, ок. 30 м в поперечнике и ок. 3 м над уровнем моря, состоял из морского ила и каменных остатков, оставленных плавучим льдом. Он находился в 780 м к северо-западу от острова Оодаак, который ранее претендовал на звание самой северной точки суши. Первооткрыватели дали новому объекту имя Qeqertaq Avannarleq, что буквально означает «самый северный остров» на гренландском языке».

Однако год спустя группа швейцарских, датских и гренландских исследователей опровергла это смелое предположение. Анализ данных GPS, лазерное сканирование и сравнение толщины льда и глубины моря в этом районе показали, что гипотетический остров на самом деле был частью большого айсберга с плоской вершиной. Он находился немного выше уровня моря и фактически был покрыт небольшим слоем грунта и гальки, которые остались на ледяной глыбе, когда она отделилась от континента.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Что интересного обнаружили ученые на Земле за последние два года.