Штрафы и риски: почему езда по обочине опасна и наказуема

Езда по обочине — это не только нарушение правил дорожного движения, но и крайне опасное поведение, которое создаёт риски для всех участников движения. Водители, пытающиеся таким образом объехать пробку, сталкиваются с целым рядом проблем: от штрафов с камер и инспекторов ГИБДД до конфликтов с другими автомобилистами и реальной опасности повредить автомобиль или даже оказаться в кювете. Несмотря на это, количество таких нарушителей по-прежнему остаётся значительным.

Если вы склонны использовать обочину для объезда заторов, важно понимать следующее. Во-первых, у этого манёвра нет никаких оправданий — ни с практической, ни с юридической точки зрения. Объезжая пробку по обочине, водитель всё равно вынужден встраиваться обратно в поток, что дополнительно замедляет движение и часто само становится причиной затора. С формальной же стороны всё чётко регламентировано правилами.

Суть в том, что движение по обочине прямо запрещено ПДД. Ответственность за это нарушение, хотя и не является катастрофической, всё же ощутима. Согласно части 1 статьи 12.15 КоАП, предусмотрен штраф в размере 1500 рублей. Если нарушитель попал в объектив нескольких камер, штрафы могут суммироваться. Некоторые пытаются оспаривать такие решения, утверждая, что нарушение было единичным, однако суды, как правило, отклоняют подобные жалобы, считая каждую фиксацию самостоятельным правонарушением.

При ДТП с участием «обочечника» виновным, скорее всего, признают его

Ключевой аспект — это отсутствие преимущества у водителя, движущегося по обочине. Ранее в судебной практике встречались случаи, когда вину возлагали на законопослушного водителя, который, например, не уступил дорогу при повороте или перестроении, столкнувшись с автомобилем на обочине. Аргументация была такова: тот, кто совершает манёвр, обязан убедиться в его безопасности.

Однако ситуация изменилась после разъяснения Пленума Верховного суда РФ два года назад. Суд указал, что водитель, движущийся с нарушением ПДД (например, по обочине или встречной полосе), не имеет преимущественного права проезда. Следовательно, другие участники движения не обязаны уступать ему дорогу. Хотя это разъяснение не является обязательным для всех судов, оно существенно повлияло на практику, и теперь в большинстве подобных ДТП вину возлагают именно на нарушителя, ехавшего по обочине.

Таким образом, хотя позиция высшей судебной инстанции формально не обязательна для нижестоящих судов и ГИБДД, она задала важный вектор, и сейчас дела чаще решаются не в пользу «обочечников».

Выезд на встречную обочину приравнивается к движению по встречной полосе

В условиях серьёзных заторов некоторые водители идут на крайние меры и начинают движение по встречной обочине. Они могут ошибочно полагать, что это грозит лишь стандартным штрафом в 1500 рублей, который ещё можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней.

Однако на практике инспекторы ГИБДД почти всегда квалифицируют такое нарушение как выезд на полосу, предназначенную для встречного движения. Убедить их в обратном крайне сложно. В результате нарушителю грозит либо штраф в 5000 рублей, либо, что хуже, лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. На снисхождение суда в такой ситуации рассчитывать не стоит.

Обратите внимание: Какие уникальные авто можно встретить на свалках Гонконга.

Кто имеет законное право двигаться по обочине и обладает приоритетом

Теперь о том, что должен знать законопослушный водитель. Вопрос, уступать ли дорогу автомобилю, вклинивающемуся с обочины, часто носит этический характер. По правилам вы не обязаны этого делать, но агрессивный нарушитель может спровоцировать ДТП. В итоге виноват будет он, но вам придётся потратить время и силы на оформление аварии и ремонт. Поэтому иногда разумнее последовать правилу «трёх Д» («Дай Дорогу Дураку») и пропустить.

Важно помнить, что отсутствие приоритета у нарушителя, движущегося по обочине, — не абсолютное правило. ПДД в некоторых случаях разрешают такое движение. Во-первых, это право есть у водителей мопедов и велосипедистов (п. 24.2 ПДД). К ним также приравниваются пользователи электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. При повороте вы обязаны уступить им дорогу. Поэтому перед манёвром, особенно правым поворотом, всегда проверяйте «мёртвые зоны» и следите за обстановкой на обочине.

Кроме того, обочина предназначена для остановки и стоянки. Чтобы припарковаться, водителю разрешается по ней проехать. Такой водитель не считается нарушителем, и в случае ДТП при его перестроении к краю проезжей части вина может быть возложена на того, кто не предоставил ему возможность безопасно завершить манёвр.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Как наказывают обочечника и можно ли объезжать пробку по встречной обочине.