Езда по обочине – дело неблагодарное во всех отношениях. Штрафуют камеры и инспекторов ГИБДД, ругают соседей по течению, и даже обратно не пускают, по счастливой случайности можно проколоть шину, потерять колесо в колдобине, а то и вовсе не остаться на дороге покрыть тоненькой полоской асфальта напрочь и оказаться в кювете. Однако недостатка в абитуриентах по-прежнему нет, и их отнюдь не мало.
Если вы любите хвататься за обочину, объезжая пробки, вам необходимо знать следующее. Во-первых, не может быть никаких оправданий: ни формальных, ни приземленных. Почему-то, объехав пробку, все равно приходится встраиваться в поток и тем самым его замедлять. Зачастую это единственная причина пробки. Что касается формальной стороны дела, то здесь все достаточно просто.
Впрочем, сути это не меняет, ведь тот же раздел ПДД запрещает на нем ездить. Ответственность за игнорирование запрета нельзя назвать непосильной, но и символической ее тоже нельзя назвать. Часть 1 статьи 12.15 КоАП грозит штрафом в полторы тысячи рублей. Любители дальних забегов могут попасть в объектив более чем одной камеры, поэтому штраф увеличивается в несколько раз. Некоторые защитники прав «притесняемых» автомобилистов утверждают, что это незаконно, поскольку водитель всего один раз съехал на обочину. К счастью, суды не принимают такие доводы и отклоняют жалобы.
В случае ДТП с обочечником ответственность, скорее всего, возложат на него
Еще одним важным моментом является преимущественное право проезда, а точнее его отсутствие для человека, движущегося по обочине. В прошлом была распространена практика, когда виновным в ДТП с фанерой признавался законопослушный водитель, который, однако, не уступил дорогу при повороте со встречного или попутного направления, либо решил съехать на обочину машина на дороге, чтобы остановиться.
ГИБДД и суды аргументировали свою позицию тем, что даже если человек, двигавшийся по дороге, нарушил правила дорожного движения, лицо, маневрировавшее, обязано уступить дорогу и в целом обеспечить безопасность маневра. А раз эта обязанность не была исполнена, значит, он и виноват в аварии. Чаще всего такие исходы были, когда водитель поворачивал налево в плотном потоке транспорта и сталкивался с кем-то, едущим в сторону обочины, но вовремя не замеченным из-за машин на проезжей части.
Однако два года назад Верховный суд постановлением пленума разъяснил, что «водитель транспортного средства, движущегося с нарушением правил дорожного движения Российской Федерации по полосе, движение по которой запрещено (например, по обочине дороги, в встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшие на перекресток на запрещенный сигнал светофора, движение регулировщика, не имеющие преимущественного права проезда и др водители (например, выезжающие с прилегающей территории или совершающие поворот) не обязаны уступать ему дорогу».
И хотя позиция высшей инстанции в нашей стране не является обязательной для нижестоящих судов и сотрудников ГИБДД, она сняла серьезность проблемы. Сейчас такие дела гораздо чаще решаются не в пользу обочечников.
Встречная обочина = встречная полоса
В условиях масштабного транспортного коллапса она иногда доходит до крайностей, и когда попутный край дороги уже занят, появляются отчаянные умы, которым удается использовать для движения.
Обратите внимание: Какие уникальные авто можно встретить на свалках Гонконга.
встречный край дороги. При этом они считают, что в худшем случае избегут и штрафа в полторы тысячи, который по закону также может быть «уполовинен», если его уплатить в течение 20 дней.Вообще говоря, строго по букве закона это так. Но в реальности переубедить в этом инспектора ГИБДД будет крайне сложно, и с вероятностью 99% на нарушителя будет составлен протокол как за выезд на встречную полосу. Не стоит и рассчитывать на снисхождение судьи. Поэтому в лучшем случае все закончится штрафом в 5000 рублей, в худшем - лишением прав на 4-6 месяцев.
Использующие обочину для движения на законных основаниях пользуются приоритетом
Теперь несколько слов о том, что нужно знать законопослушным водителям в отношении боковины. Падать или не падать обратно на свою полосу — вопрос, лежащий скорее в этической плоскости. С точки зрения ПДД, уступать дорогу не обязательно, но наглец может не хватить и пойдет на погодку. В итоге, конечно, он будет виноват, но вы, доказавшие это и починившие машину, рискуете потерять много времени. Поэтому самым стойким лучше уступить. В конце концов никто не отменял правила трех "Д" (уступи место дураку.
Возвращаясь к вопросу об отсутствии приоритета для правонарушителя, передвигающегося по обочине, я бы предостерег от возведения этого правила в ранг абсолюта. Дело в том, что ПДД в некоторых случаях разрешают движение по обочинам.
Во-первых, такое право есть у водителей мопедов и велосипедистов (п. 24.2 ПДД). В последнее время к ним добавились и пользователи электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Поэтому, когда они поворачивают, они должны уступить дорогу. Иными словами, перед правым поворотом обязательно посмотрите в правое зеркало, а перед левым предскажите появление людей на двух колесах из-за автомобиля на встречной полосе, особенно если он вежливо остановился, чтобы позволить вам выполнить маневр.
Наконец, бордюр предписано использовать для остановки и парковки. Для этого, конечно, придется проехать по ней некоторое расстояние. Следовательно, такой водитель также не будет считаться нарушителем, поэтому разбор столкновения с ним может закончиться не в пользу того, кто его не пропустил.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Как наказывают обочечника и можно ли объезжать пробку по встречной обочине.