Почему скрипят тормоза: основные причины и способы их устранения

Износ колодок или дисков

Современные тормозные колодки оснащены специальными металлическими индикаторами износа. Когда фрикционный материал стирается до критического уровня, эта металлическая пластина начинает контактировать с тормозным диском, издавая характерный высокочастотный писк. Этот звук — прямой сигнал о необходимости срочной замены колодок. Если проигнорировать это предупреждение и продолжать эксплуатацию, фрикционный слой сотрется полностью, что приведет к резкому падению эффективности торможения и может стать причиной аварии.

Важно понимать, что износ колодок — нелинейный процесс. Последние миллиметры фрикционного материала изнашиваются в разы быстрее, чем основная часть. Например, последние 2 мм могут стереться всего за месяц активной езды, в то время как предыдущие 5 мм служили несколько лет. Это связано с перегревом: тонкий остаточный слой хуже рассеивает тепло, что ускоряет его разрушение.

Попадание посторонних предметов

Скрип или скрежет может быть вызван инородным телом, застрявшим между колодкой и диском. Чаще всего это мелкие камни, кусочки веток или проволоки, которые могут попасть в механизм при движении по грунтовым или заснеженным дорогам. Звук в таких случаях обычно резкий, иногда с металлическим оттенком. Для диагностики и устранения проблемы необходимо снять колесо и визуально осмотреть тормозной узел. В большинстве случаев посторонний предмет можно аккуратно удалить с помощью отвертки или пинцета.

Отдельная проблема — деформация или поломка защитного экрана (пыльника) тормозного диска. Со временем крепления этого металлического щитка могут проржаветь, и он начнет касаться вращающегося диска или элементов суппорта, вызывая дребезжащий визг. Хотя сломанный экран можно демонтировать, езда без него не рекомендуется: открытый механизм будет активно забиваться грязью и водой, что ускорит износ деталей. Лучшим решением будет замена экрана на новый.

Перегрев и деформация дисков

Интенсивное или длительное торможение, например, при спуске с горы, приводит к сильному нагреву тормозных дисков. Если после этого колесо попадает в холодную лужу, возникает резкий перепад температур. Это может вызвать тепловую деформацию диска — его «ведет», поверхность перестает быть идеально плоской. В результате при торможении колодка будет контактировать с диском неравномерно, что вызовет вибрации на педали и скрежещущие звуки.

Обратите внимание: Новые подробности об электрическом кроссовере Audi.

Некоторые пытаются решить проблему проточкой ("катанием") диска на станке, чтобы выровнять поверхность. Однако эта процедура не всегда эффективна, особенно при сильной деформации, и уменьшает толщину диска, сокращая его ресурс. Часто более надежным и безопасным вариантом является полная замена диска. Поэтому в дождливую погоду или при активной езде по серпантину стоит избегать перегрева тормозов.

Проблемы с суппортом или цилиндрами

Заклинивание поршня в тормозном суппорте или рабочем цилиндре — серьезная неисправность. Она может проявляться не только скрипом, но и уводом автомобиля в сторону при торможении, а также повышенным износом колодок с одной стороны. В барабанных тормозах закисание механизмов встречается еще чаще. Неисправный суппорт не отпускает колодку полностью, она постоянно подтормаживает, перегревается и быстро изнашивается.

В худшем случае, особенно в старых конструкциях, заклинивание может привести к поломке колодки, повреждению поршня и утечке тормозной жидкости. Это грозит полным отказом тормозов на одном из контуров. Хотя современные автомобили имеют двухконтурную систему для подстраховки, эксплуатация с такой неисправностью недопустима. Частой причиной закисания суппорта является коррозия из-за попадания влаги и грязи, а также неравномерный износ колодок.

Низкое качество запчастей и коррозия

Скрип могут вызывать и новые, но некачественные колодки. Если в их фрикционном составе используются агрессивные или слишком твердые абразивные материалы, они будут плохо взаимодействовать с диском, вызывая вибрации и звуки, а также ускорять износ самого диска. Поэтому при выборе колодок лучше следовать рекомендациям производителя автомобиля и отдавать предпочтение проверенным брендам.

Отдельная проблема — коррозия тормозного диска при длительном простое автомобиля, например, в сырую погоду или после мойки. Ржавая, шероховатая поверхность диска при первых торможениях действует как наждачная бумага, сильно изнашивая колодки и создавая скрежет. Если коррозия поверхностная, она может стереться после нескольких аккуратных торможений. Однако при глубокой ржавчине диск лучше заменить, так как его эффективность и безопасность будут под вопросом.

Владимир Гаврилов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Скрипеть могут не только старые тормоза, но и новые.