Что делать, если автомобиль сломался в дальней дороге: руководство к действию

Путешествие на автомобиле — это свобода и новые впечатления, однако всегда существует вероятность возникновения непредвиденных поломок вдали от дома. Главное в такой ситуации — не паниковать, а грамотно оценить обстановку, возможные убытки и перспективы продолжения пути.

Поломка или ДТП: два главных сценария

Основные причины, по которым автомобиль может остановиться, — это техническая неисправность или дорожно-транспортное происшествие. Если речь идет о поломке, первым делом стоит оценить возможность ремонта на ближайшей станции технического обслуживания. Шансы на успешный ремонт сильно зависят от локации, характера поломки и марки автомобиля. Например, устранить течь радиатора на распространенной модели в крупном городе — задача простая, а вот починить редкую коробку передач на экзотическом спорткаре в глубинке может быть практически нереально. Если есть возможность доехать до сервиса (даже на буксире или своим ходом с осторожностью) и выполнить ремонт, пусть и с неоригинальными запчастями или по завышенной цене, — это часто лучший вариант для продолжения важной поездки.

Если же поблизости нет ни подходящих запчастей, ни сервисов, способных взяться за работу, а автомобиль еще как-то движется, встает сложный выбор: вызывать эвакуатор или рискнуть и продолжить путь до места, где помощь доступна. Конечно, услуги спецтранспорта предпочтительнее с точки зрения безопасности, но в удаленных районах это может быть дорого, сложно организовать и займет много времени. Иногда, при глубоком понимании устройства автомобиля, можно осторожно управлять им с неисправностью. Например, переключать передачи без использования сцепления или, в случае проблем с системой охлаждения, доливать воду в радиатор, постоянно контролируя температуру и давая двигателю остывать.

В случае ДТП алгоритм действий более формализован. Если есть другие участники, необходимо вызвать полицию для оформления происшествия. В зависимости от законодательства страны, сотрудники могут запретить движение поврежденного автомобиля своим ходом, даже если он на ходу, — тогда единственный выход — эвакуатор. Если такого запрета нет и автомобиль способен передвигаться, дилемма аналогична ситуации с поломкой: ехать дальше или буксировать.

Как найти помощь: эвакуатор и альтернативы

В России номера телефонов служб эвакуации часто можно увидеть на придорожных столбах или рекламных щитах. Не стоит пренебрегать и помощью местных жителей: они могут не только подсказать контакты доступного эвакуатора, но и посоветовать надежный автосервис в округе. Стесняться просить помощи в такой ситуации не нужно.

Интересной и часто более экономичной альтернативой эвакуатору может стать автовоз — грузовик, перевозящий автомобили. Поискав на ближайшей стоянке для дальнобойщиков или в интернете, можно найти машину, следующую в нужном направлении с пустым местом на платформе. Поскольку для водителя автовоза это попутный груз, стоимость перевозки может оказаться существенно ниже, чем у специализированного эвакуатора.

Особенности ремонта в дорожных условиях

Если удалось добраться до сервиса, это уже полдела. Однако и здесь могут подстерегать сложности, главная из которых — стоимость работ и запчастей. Иногда имеет смысл проехать еще некоторое расстояние с неисправностью, чтобы сделать ремонт там, где он обойдется дешевле. Например, неисправный выжимной подшипник сцепления может позволить проехать еще тысячу-другую километров без катастрофических последствий.

Вдоль крупных трасс зачастую встречаются небольшие частные мастерские, где работают настоящие мастера-универсалы, способные починить даже редкие или старые автомобили. Найти их можно через интернет или по рекомендациям местных. Основная проблема в таких местах — логистика запчастей. Вдали от крупных городов ждать доставки оригинальной детали можно несколько дней, что сорвет все планы. Поэтому мастера часто ищут нестандартные решения или используют доступные аналоги.

В российской глубинке с ремонтом сложных иномарок могут быть большие трудности, но отчаиваться не стоит. Например, в Новосибирске существует мастерская, которая много лет помогает участникам ретро-ралли с ремонтом старинных автомобилей. Участники экстремальных марафонов, таких как «Шелковый путь» или «Монгол-Ралли», также находят выход в самых безвыходных ситуациях, о чем часто пишут в своих блогах. Главное — найти сервис, где не боятся сложных задач и готовы помочь любыми средствами. Это может быть долго, дорого и сложно, но, как правило, возможно практически в любой точке страны.

Подготовка — лучшая страховка

Ключ к спокойному путешествию — тщательная подготовка автомобиля. Перед дальней поездкой необходимо пройти полноценное техническое обслуживание в проверенном сервисе. Минимум, что нужно сделать: заменить моторное масло и фильтры (воздушный, масляный, салонный), проверить и при необходимости заменить тормозную жидкость и жидкость в системе охлаждения. Особенно это важно, если маршрут пролегает через горы, зоны с экстремальными температурами или по бездорожью.

Обязательной диагностике подлежат тормозная система, элементы подвески, рулевого управления, состояние шин (включая запаску), тормозных шлангов и электрики. Все критические неисправности должны быть устранены до выезда. С некоторыми некритичными дефектами (например, слегка подтекающий амортизатор) можно ехать, но нужно понимать, что в дороге они могут усугубиться и привести к новым проблемам.

Исходя из состояния автомобиля, стоит собрать дорожный комплект. В него обязательно должны входить: моторное масло для доливки (даже если в городе расход нулевой, в трассовом режиме все может измениться), буксировочный трос, знак аварийной остановки, светоотражающие жилеты по числу пассажиров, аптечка, огнетушитель, комплект для ремонта шин, базовый набор инструментов, домкрат и компрессор. И, конечно, универсальный помощник — большая катушка изоленты (в шутку говорят, что она должна быть синей).

Сила сообщества и план «Б»

Если проблема застала вас в дороге, не забывайте о силе автомобильного сообщества. Найдите в интернете региональный форум или чат автолюбителей, клуб вашей марки автомобиля или сообщество путешественников и опишите свою ситуацию. Практически всегда найдутся отзывчивые люди, готовые подсказать контакты, привезти запчасть или даже приехать помочь. Энтузиасты — будь то фанаты внедорожников, ралли или классических автомобилей — особенно отзывчивы к коллегам по увлечению.

Если же ситуация складывается так, что автомобиль требует длительного ремонта или его приходится отправлять домой на эвакуаторе, стоит рассмотреть вариант продолжения поездки без него. Нет смысла терять весь отпуск или сорвать деловую встречу — иногда логичнее купить билеты на поезд или самолет до пункта назначения для пассажиров, а с автомобилем разбираться отдельно.

В заключение — краткий алгоритм действий в первые минуты после инцидента. При ДТП: немедленно включите аварийную сигнализацию, наденьте светоотражающий жилет, установите знак аварийной остановки на положенном расстоянии, сфотографируйте место происшествия и повреждения, вызовите полицию и следуйте их инструкциям. Часто инспекторы просят убрать автомобили с проезжей части на обочину для безопасности. При поломке: постарайтесь максимально безопасно съехать с дороги, также включите «аварийку» и выставите знак. После этого можно спокойно оценивать ситуацию и искать решение.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Авто Mail.