​Еще пять лет назад на всех автомобилях с автоматической коробкой передач между двумя сиденьями водителя и пассажира можно было видеть большую «булаву» селектора режимов трансмиссии

Он двигался с некоторым усилием и приходилось тянуть ручку на себя, чтобы активировать режим «D». Кроме того, большой размер рукояти делал ее местом отдыха для правой руки. Но сейчас многие автомобили делают с маленькими электронными селекторами, которые на премиальных моделях даже превратились в какие-то клавиши или манипуляторы, как на компьютерных приставках. Для чего все это?

Какая рукоятка лучше?

С середины прошлого века селекторы АКПП получили два типа конструкции. На американских автомобилях часто использовалась компоновка с расположением рулевой колонки к ручке. Селектор закреплялся под рулем, а от него шли тяги к машине, которая располагалась продольно за двигателем в специальном тоннеле примерно между ногами водителя и пассажира.

Отсутствие селектора на центральном тоннеле позволило освободить дополнительное место в салоне для размещения еще одного пассажира. Поэтому перед американцами поставили широкие диваны на троих, имевшие завидную функциональность. Диван был и в советских автомобилях, таких как Победа и Волга ГАЗ-21, сделанных по американской моде тех лет. Но вместо автоматических коробок у них была обычная механическая, но с селектором под рулем.

У длинной ручки под рулем тоже были недостатки. Во время активного руления можно коснуться его руками и переключить режим «D» на нейтраль или, что еще хуже, на реверс «R». Тогда невнимательный водитель может серьезно повредить коробку передач.

Европейская автомобильная школа выбрала другое место для селектора автоматической коробки передач. Его стали размещать на центральном тоннеле между сиденьями. Машины европейцы делали в основном маленькими, и даже при большом желании третий человек не помещался на переднем диване. А селектор на полу позволил упростить соединение с коробкой и снизить затраты на строительство.

Затем изменились требования безопасности, и даже на больших автомобилях уже не рекомендовалось делать третье место впереди для пассажира. Центральное расположение селектора автоматической коробки передач было признано удачным, и многие автопроизводители с начала 90-х стали копировать европейское расположение.

Впрочем, и селектор между сиденьями не идеален. Он имеет механическую связь с коробкой через трос, который соединен с таким же рычагом в недрах коробки. Поэтому ход рычага сделан большим, чтобы избежать случайного переключения из одного положения в другое. На рычаге расположена защелка, которая фиксирует его в том или ином положении, и открывает релейный замок, срабатывающий при нажатии на педаль тормоза. Если предохранитель перегорает, реле обесточивается и коробка не может быть активирована.

Обратите внимание: Какие уникальные авто можно встретить на свалках Гонконга.

Иногда трос закисает или замерзает зимой при попадании воды, что затрудняет переключение передач.

Селектор меньше, а места больше

Как правило, решение проблем с надежностью видели в полностью электронных избирателях. Среди серийных автомобилей такие коробки передач впервые появились на BMW и Land Rover. Для них был характерен необычный селектор в виде небольшого джойстика, как на игровой приставке. Ручка в этом двигается легко и вообще нет промежутков между положениями режимов. Программы движения выбираются путем последовательного наклона селектора вперед или назад. Парковка «Р» задается отдельной кнопкой.

На внедорожниках Land Rover и седанах Jaguar место ручки, как на стиральной машине, занимает вращающийся диск. Поворот по часовой стрелке помогает выбрать и активировать режимы вождения.

Эти электронные коробки имеют много преимуществ перед аналоговыми механическими селекторами. Во-первых, они намного надежнее, так как не имеют фрикционных приводов. Команды подаются по проводам. Селектор перемещается легко и не требует от водителя больших усилий.

Электронный джойстик занимает мало места. Дизайнеры смогли превратить все пространство между передними сиденьями в органайзер с подстаканниками и контейнерами для мобильного телефона, беспроводной зарядки, места для ключей, шнуров, USB-разъемов и других устройств. В некоторых случаях между сиденьями рядом с подлокотником можно разместить даже что-то вроде столика для фаст-фуда.

Селектор сокращается для каждого нового поколения той или иной модели. Например, на обновленном Volvo XC60 он обычно превращался в качающийся ключ, размером со спичечный коробок.

Главная особенность электронного селектора в том, что он предотвращает возможное включение заднего хода, когда автомобиль еще не остановился и катится вперед. Такое включение возможно на машинах с аналоговым селектором и часто приводит к перегрузке гидротрансформатора и серьезному риску повреждения трансмиссии.

Электроника просто игнорирует случайные нажатия селектора. Кроме того, режим парковки автоматически активируется, если водитель по какой-либо причине открывает дверь во время остановки и выхода из автомобиля. В этом случае электроника также подтянет ручник, не давая машине непреднамеренно тронуться с места.

Вообще электронное управление трансмиссией защищает от многих проблем. Правда, если такая машина утонет при неудачном прохождении брода, электроника начнет глючить. Это касается не только управления коробкой, но и электронных программаторов работы полного привода на внедорожниках. Иногда, намокнув, они переходят в аварийный режим, чего не происходит со старыми раздаточными материалами.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: ​Еще пять лет назад на всех автомобилях с автоматической коробкой передач между двумя сиденьями водителя и пассажира можно было видеть большую «булаву» селектора режимов трансмиссии.